Жить вместе, оставаясь разными
Прийти к пониманию своего места в жизни и осознанию того,кто мы есть, по мнению нижегородки Натальи Кудрявцевой, можно по-разному. Черезизучение истории, через свой род или культуру своих предков. Узнав обуникальной возможности одновременно воспользоваться этими тремя способами, онаотправилась с семьёй в дорогу. Триста километров и почти четыре часа пути нестали преградой.Этноменталитет– В самом северном и удалённом от областного центра районепроездом, случайно, не окажешься, – улыбается моя собеседница. – Через Тоншаевоне проходят ни железнодорожная магистраль, ни автомобильная дорога областногозначения. Но именно здесь, среди болот, дремучих лесов, чистых озёр и небыстрыхрек Пижма и Ошма, крепко переплелись судьбы двух народов, живущих вместе, но остающихсяпри этом разными. Точь-в-точь как в моей семье, где я русская, а супруг – мари.Сегодня в пяти районах Нижегородской области проживают 8000марийцев.Тоншаевский район Кудрявцевы выбрали за межрегиональныйфестиваль «Тошто марий пайрем» («Старинный марийский праздник»), восхваляющийдревние марийские традиции. В нынешнем году он проходил уже в шестой раз,традиционно встречая гостей национальным колоритом. Уже в фойе Дома культурынародный марийский фольклорный коллектив «Лекше выт» угощал всех блинами,завлекая в мир самобытных песен, танцев и обрядов.Посмотреть здесь было на что: традиционные костюмы снеповторимой вышивкой и украшения горных марийцев из коллекции ВячеславаТёркина, представленной на этнографической выставке, предметы быта и ремёсел,фотографии Священных марийских рощ и краеведческая литература. Работалинесколько мастер-классов. Особенно запомнился тот, где молодая мастерица изШахунского района Екатерина Микульская делала пояса в технике браноготкачества. Не менее талантливыми оказались и мастера кулинарного искусства.Из 111 населённых пунктов Тоншаевского района 27 – марийскиедеревни.Главные героиА затем слово было дано главным героям праздника – музыке,песням и танцам.Полуторачасовой концерт пролетел как один миг. Русскуюкадриль сменяли зажигательные марийские частушки, а за колоритными переборами ивесёлыми плясовыми следовали грустные свадебные песни. И всё это под дудку,гармонь, барабан и дробь. Зал и сцена соединились в едином ритме.Вместе с тоншаевскими «Сударушкой», «Лекше выт» и «Цеверкеце», тонкинским «Мёр пеледекш» и шарангским ансамблем «Пеледекш» хотелосьтанцевать. Кто-то подпевал «Скоморошинкам» и Виктории Кондратовой, другиеприхлопывали и притопывали вместе с Артуром и Алиной Фанта, НиколаемТрофимовым, Валентиной Хлебниковой и Сергеем Огурцовым.– Наша общая задача – помочь людям, оторванным от роднойземли, не потерять свою самобытность и передать её детям, – уверена заведующаяотделом культуры Тоншаевской районной администрации Инара Кованева. При этомкаждая национальная культура связана с другими многочисленными нитями.Уезжали Кудрявцевы довольные, а Наталья призналась, чтомногие сложные ранее вещи после общения с тоншаевскими мари вдруг стали простыи понятны.– Мудрыми люди становятся обычно благодаря жизненному опыту,– говорит она. – Но это очень долго. А если быстро-быстро набраться ума-разума,то нужно послушать-почитать марийские пословицы. Мне запомнилась одна, похожаяна полезный совет: «Много будешь говорить – мысль расползётся». Точнее и нескажешь.Россыпь талантовСохранением своей национальной самобытности озабоченымарийцы ещё в одном северном районе. Как верно подметил глава местногосамоуправления Юрий Удалов, – хоть Тонкинский район по своим масштабам и численностинаселения невелик, но на его территории бок о бок живут русские, марийцы,цыгане, армяне, украинцы, аварцы, казахи, чуваши, румыны, литовцы… И именномарийцы, являясь одной из самых многочисленных национальностей, компактнопроживающих на территории Вязовского сельсовета, развернули активнуюдеятельность по сохранению культуры и традиций своего народа.10 лет назад здесь была создана местнаянационально-культурная автономия марийцев, возглавил которую Сергей Петров. Двагода назад при поддержке администрации Тонкинского района в народномкраеведческом музее открылся отдел марийской культуры. А именно сегодня здесьстартует межрегиональный фестиваль художественного творчества «Усталыкчинчышер».На этой своеобразной «россыпи талантов» гостей ждут ярмаркаи дегустация, мастер-классы и концерт. В роли хозяев выступят ансамбли «Верея»и «Раздолье», «Мёр пеледекш» из Старо-Краинского сельского Дома культуры…На следующую встречу Наталья Кудрявцева собирается захватитьещё и друзей.Традиции• Высшим нравственным правилом у марийцев было уважительноеотношение к любому человеку: «Старших – почитайте, младших – жалейте».Пословица-наставление гласит: «Если окажешься в пути, назови русского «земляк»,татарина «старший брат», а чувашина «родня».• Марийская семья строго следила за поведением своих членов.Бесчестьем для мужа было, если сын уличён в каком-нибудь нехорошем деле.Тягчайшими преступлениями считались нанесение увечий и воровство. Народнаярасправа наказывала за них строжайшим образом.• Если спросить марийца, в чём смысл жизни, он ответитпримерно так: «Сохранять оптимизм, верить в своё счастье и удачу, делать добрыедела, ибо спасение души – в доброте».• Национальные марийские блюда очень похожи на русские.«Подкоголь» – те же вареники, но по размеру втрое больше, с творогом иликапустой внутри. «Коман мелна» – те же блины, но пекутся в три слоя из манной,овсяной или пшеничной крупы, внутри – картофель или творог. А есть ещё «кравец»– пирог с картофелем и луком и «пура» – пиво из ржаного солода и хмеля. Быт народа представлен в мини-музее Центра марийскойкультуры, открытого год назад в деревне Большая Куверба. Юные артистки тоншаевского образцового фольклорного ансамбля«Скоморошинка». На выставке «История марийского народа в фотографиях»экспонировались уникальные снимки Костромского архива 1908 года. Народный марийский танец – сочетание стремительных шагов,чётких дробей и ритмичных ударов каблуков с мягкими движениями рук. На снимке –народный фольклорный марийский ансамбль «Родник» («Лекше выт»).