Ветеран двух войн из Первомайска Иван Солдатенков отметит 101-летний юбилей
Газета "Нижегородская правда" №19 от 11.03.2020
Подписка на газетуГоворят, что имя и фамилия даются человеку не просто так. Если это правда, то Иван Антонович Солдатенков фамилию свою оправдывает на 100%. Он прошёл две войны – с Финляндией и Великую Отечественную, не раз был ранен. Простой советский солдат, ратному подвигу которого мы обязаны Великой Победой.
Начинал с финской
Он родом из Смоленской области, оттуда в сентябре 1939 года и был призван на военную службу в 28‑й корпусный артиллерийский полк. А в ноябре началась Советско-финляндская война, длилась она немногим больше трёх месяцев, но Иван Солдатенков успел получить на ней своё первое ранение – в колено. Лечился в полевом госпитале при своей части. Второе ранение, случившееся уже в 1941 году, оказалось куда более тяжёлым.
– 22 июня, когда стало известно о нападении Германии, нас собрали по тревоге, сняли с позиций и переправили на Лужский оборонительный рубеж, – вспоминал ранее ветеран. – Наше подразделение включили в состав 51‑го корпусного артиллерийского полка Северного и Ленинградского фронтов. Было очень тяжело, мы отступали, и в сентябре 1941 года нас перебросили на южные подступы к Ленинграду.
Здесь-то и настиг его вражеский осколок – тяжёлое ранение тазобедренного сустава.
– Спасибо какому-то солдатику-пограничнику, – благодарил фронтовик. – Подобрал он меня, положил на телегу и повёз до ближайшего хутора. Там мы немного подкрепились, мой боевой товарищ где-то добыл сухарей, а то до этого два дня ничего не ели, и дальше уже поехали на лошадях. Ехать мне было невероятно тяжело. Местность там болотистая, я постоянно с лошади падал, меня снова сажали и везли. Когда совсем не осталось сил, сгрузили под какую-то сосну, и я там долго лежал. Потом приехала полуторка, вместе с другими ранеными меня довезли до Приморского шоссе, которое шло вдоль Балтийского моря, и погрузили на корабль. Только там морячки смогли оказать мне первую медицинскую помощь, а у меня в ране уж черви завелись. Моряки и покормить меня хотели, но не мог я есть – так мне было плохо.
Вместе с ленинградцами
В итоге Иван Солдатенков оказался в Ленинграде, в то время уже окружённом кольцом блокады. Положили в госпиталь, но его разбомбили немцы. Кровать, которая находилась на втором этаже, вмиг оказалась на улице. Перевели в другой госпиталь.
– Как сейчас помню адрес: Фонтанка, 36, там раньше школа была, – рассказывал Иван Антонович. – Бомбили Ленинград постоянно, раз по 12 на день. Только и слышишь: «Воздушная тревога!» Раненые тут же спускались в подвал, в убежище. А я ходить не мог, меня везли на коляске. И вот однажды везут меня по коридору, и в наш госпиталь попадает бомба. Мы все уже с жизнью попрощались, а она не разорвалась! Потом, когда стали разбираться, нашли в бомбе записку: «Чем можем – поможем».
После выписки из госпиталя Солдатенкова признали не годным к службе, отправляли в отпуск на шесть месяцев – долечиваться, но он отказался и остался защищать Ленинград: 389‑й запасной стрелковый полк, 36‑я запасная стрелковая дивизия. Это было очень тяжёлое время. В памяти навсегда остались полуторки с продовольствием, уходящие на дно Ладожского озера, разбомблённого немцами, когда город умирал от голода.
В январе 1943 года Иван Солдатенков был переведён в 46‑й учебный бронеполк, а в сентябре комиссован из действующих войск и направлен в учебно-мотострелковый полк, который в то время базировался в Выксе. Из Выксы его отправили служить в посёлок Ташино в Первомайском районе. 20 мая 1946 года сержант Солдатенков был демобилизован.
Счастлив в кругу семьи
А потом практически сразу началась работа. Трудовой стаж Ивана Антоновича – 42 года. Он строил дорогу в Саров, работал на Первомайском промкомбинате, потом на Первомайском тормозном заводе. В мае 1988 года ушёл на заслуженный отдых уже с Первомайского завода машин и приборов для железнодорожного транспорта.
В семье Солдатенковых родилась дочь, потом появились двое внуков и пятеро правнуков, точнее правнучек!
– Дед души не чает в девчонках, – улыбается внук Александр. – Для него нет большего счастья, когда все родные собираются вместе. К правнучкам иначе как золотулечки мои он не обращается. Он очень хороший, ни один человек никогда про него плохого слова не сказал, все отзываются только с положительной стороны. Он всю жизнь старался делать людям добро и нас этому учил.
«Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре», – говорил в своё время немецкий философ Иммануил Кант. Как знать, может, благодаря именно этому позитивному настрою наш герой перешагнул вековой рубеж жизни и пошёл на второй. От всей души здоровья вам, Иван Антонович!