Зимний сад, люстра и лестница остаются: в нижегородском ТЮЗе подвели первые итоги обсуждения проекта реконструкции
16 августа в нижегородском ТЮЗе встретились те, кому небезразлично его будущее. Директор театра Инна Ванькина рассказала присутствующим, что готова к диалогу и слышит мнение каждого, для кого ТЮЗ — важная часть жизни и региона.
Актёры, режиссёры, педагоги театрального училища, нижегородских вузов и школ, а также архитектурные критики и ландшафтные дизайнеры на открытой встрече вступили в непростой диалог с представителями архитектурно-проектного бюро «Гора» из Нижнего Новгорода и «СБС — групп» из Казани. Руководство региона на этой встрече представляла заместитель министра культуры Нижегородской области Елена Лупина.
Началась встреча с поздравления с днем рождения звезды театра, знаменитой актрисы Ирины Долгановой. Затем Инна Ванькина подвела итоги анкетирования, в котором участвовали нижегородцы.
Всего было заполнено 456 анкет. 81 % опрошенных — женщины, а самыми активными участниками опроса стали нижегородцы и жители области в возрасте 25 – 45 лет. 404 человека проголосовали за то, чтобы в интерьере были сохранены зимний сад и пруд с рыбками, 303 добавили в этот список люстру, а 205 — еще и паркетный пол.
Психолог Марина Метнёва проводила фокус-группы с детьми в двух возрастных группах (8 – 10 лет и 13 – 16 лет). Она отметила, что предпочтения ребят практически совпадают с теми, которые высказали взрослые — им нужна историческая экспозиция, сад, пруд с рыбками и паркет. По словам психолога, цветовое решение дети, как и старшее поколение, тоже посчитали скучным, серым и неинтересным.
Это мнение уже учтено в очередном варианте проекта, который и представили всем собравшимся. Но и он ещё далеко не окончательный.
И несмотря на то, что в проекте учли предпочтения зрителей, он вызвал некоторые сомнения у культурного сообщества.
Раскритиковала проект и известный нижегородский архитектурный критик Марина Игнатушко. Она заметила, что ТЮЗ — это прекрасный образец советского модернизма, и его необходимо сохранить как памятник архитектуры, бережно внеся в него все, что требуется современному театру.
Такие же идеи высказали и другие дизайнеры, заявив, что для воссоздания исторического облика здания необходимо не только бережно сохранить то, что есть, но и убрать керамогранит на фасаде, изменивший облик здания. А модернизацию проекта предложили направить на более глобальные цели, такие как оборудование сцены, машинерию, модернизацию и переоборудование репетиционных залов, малой сцены и прочих помещений для создания спектаклей. Ведь у театра много цехов, в которых изготавливается всё необходимое для постановок, от костюмов до декораций. И все это нужно обязательно учесть в проекте.
Высказали свое мнение актеры, режиссеры и музыканты. Композитор, дирижёр и педагог, президент Нижегородской государственной консерватории имени Глинки Эдуард Фертельмейстер, много лет проработавший в ТЮЗе, попросил уделить внимание не только внешнему облику, но и тому, в каких условиях работают и создают спектакли режиссеры и актеры. Он отметил, что важно не только то, что видит зритель, но и то, что скрыто от глаз — от помещений под сценой (там есть даже оркестровая яма) до репетиционных залов для музыкальных и танцевальных репетиций.
Поддержали его и Ольга Наумова, журналист и писатель, которая работала завлитом Горьковского ТЮЗа, а также педагог театрального училища и Мининского университета Елена Кирдянова, отметившая, что проект совершенно не учитывает интересы тех, кто работает в театре.
Режиссёр и педагог Лев Белов, автор великолепных спектаклей, которые шли на сцене ТЮЗа, отметил, что проекты реконструкции должны делать те, кто понимает театр, досконально знает его особенности и нужды актеров и режиссеров, те, кто понимает, как и из чего рождается спектакль. А без любви, по его словам, настоящей любви к театру, проект мертв и не может вдохновить ни работников театра, ни зрителей.
В итоге все мнения будут переданы архитектурному бюро, чтобы вновь доработать проект с учетом пожеланий всех, кто работает в театре.
Подводя итоги беседы, заместитель министра культуры региона Елена Лупина отметила, что вопросов к проекту действительно много, и все мнения будут учтены. И даже если идеального проекта не получится, все важные моменты в него внесут.
Эта встреча, которая прошла в ТЮЗе, не последняя. Общественные слушания продолжатся, и будет найдено оптимальное решение.