Знак души региона
В ноябре был опубликован очередной рейтинг капитализации мировых брендов от агентства Millward Brown. Ничего удивительного, что нижегородцев в первой сотне не оказалось, там всего-то два «россиянина» (Сбербанк и МТС).Тем не менее некоторые областные товарные знаки давно уже перестали просто указывать на фирму-изготовителя продукции, а стали действительно брендами всего региона. Сегодня лишь о некоторых из них.Автомобильная сила страныТо, что торговая марка «ГАЗ» — это мировой бренд, сомнению не подлежит, как бы скептически ни улыбались сейчас некоторые критики отечественного автопрома. Но, как рассказали нам на предприятии, на сегодняшний день там озабочены, в первую очередь, продвижением бренда «ГАЗель», а не завода в целом.Совсем недавно, в октябре, «ГАЗель» была признана самым сильным российским автомобильным брендом по результатам исследования, проведенного крупнейшим в мире консалтинговым агентством Interbrand. Его стоимость, по данным агентства, составила 32,2 миллиарда рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом в 10 раз. Для сравнения: бренд мира № 1 G00GLE оценивается в 158 миллиардов. Правда, уже долларов.К слову, в общем рейтинге «Самые ценные российские бренды-2013» «ГАЗель» заняла 12‑е место, поднявшись по сравнению с тем же 2008‑м сразу на 17 позиций.Эмоциональные ценности стиляБольшое внимание брендированию уделяют и на Нижегородском масложировом комбинате, чья продукция хорошо известна не только в России, но и за рубежом.— В понятие «бренд» вкладывается потребительская ценность товара, которая определяется еще на этапе его разработки, — говорит директор департамента маркетинга фасованной продукции ГК «НМЖК» Наталья Власова. — Она бывает как рациональной, так и эмоциональной. Эмоциональные ценности, как правило, связаны со стилем жизни потребителя или с социальной миссией, которую несет бренд. К рациональным ценностям относятся «осязаемые» понятия, например, такие, как забота о здоровье. Именно на потребительской ценности бренда строятся в дальнейшем его позиционирование и стратегия продвижения. Также значимой составляющей является внешняя идентификация — узнаваемый, уникальный логотип и дизайн упаковки.Узнаваемых контрафактятПо словам Натальи Власовой, бренды группы компаний являются федеральными и занимают значительные доли рынка на всей территории присутствия — от Калининграда до Владивостока.— Мы регулярно проводим оценку капитализации наших брендов как по внутренней методике, так и с помощью независимых аудиторов, — продолжает свой рассказ Наталья Власова. — Производители узнаваемой продукции обычно первыми сталкиваются с таким проявлением недобросовестной конкуренции, как производство фальсифицированной продукции. НМЖК не стал исключением. В период 2002 – 2005 годов со стороны некоторых компаний было довольно много попыток заработать на схожести дизайна упаковок нашей и их продукции. Наиболее часто подделывали любимый майонез нижегородцев — провансаль «Сдобри». С такими случаями мы боролись способами, предусмотренными действующим законодательством РФ. Но на данный момент эта проблема решена.Большего признания сложно пожелатьСталкиваться с посягательствами на свой бренд и вести работу по его правовой защите приходится и другому известному предприятию региона — ЗАО «Хохломская роспись».— Конечно, являясь правообладателями такого серьезного бренда, как наш, мы чуть ли не ежечасно сталкиваемся с такими понятиями, как «контрафакт», «плагиат», — рассказывает генеральный директор предприятия Елена Краюшкина. — Наши товарные знаки всё время кто-то норовит использовать. Возбуждаются административные дела, идут арбитражные суды, проводятся заседания в Управлении федеральной антимонопольной службы, но пробелы в законодательстве, защищающем интеллектуальную собственность, зачастую не позволяют привлечь к ответственности нарушителей всерьез.— А существует ли оценка капитализации вашего бренда? — спросили мы у Елены Валентиновны.— Хохлома и матрешка олицетворяют Россию и являются для всего мирового пространства частью русской культуры, символом души. Большего признания нашей продукции сложно пожелать, поэтому о капитализации идей пока не возникало, ведь это общенациональное достояние.Сергей СМИРНОВ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области:— Нижегородские предприятия довольно редко обращаются в антимонопольный орган за защитой своих прав, дабы оградить себя от недобросовестной конкуренции. С начала 2014 года мы получили семь таких жалоб от местных компаний. Если расширить географию обращений, то их количество, несомненно, вырастет, ведь конкурируют между собой не только региональные компании, но и представители других городов и даже стран. К слову, за рассмотрение заявлений в ФАСе никакая плата не предусмотрена, в отличие, например, от пошлин в суде. Поэтому «антимонопольный механизм» защиты своего товарного знака, с точки зрения экономики предприятия, может быть вполне оправдан.