Золотой голос города
Глубокий бархатный баритон, удивительный по красоте изавораживающий с первого же звука, идеальная речь, размеренный темп… Голос ЮрияПрохорова уже полвека главный голос нижегородского телевидения и радио.Самый юныйМногие нижегородцы называют его золотым голосом и гордятсяим не меньше, чем чехи голосом Карела Готта, с удивлением замечая, что годы надними не властны. А начиналось всё в далёком 1966‑м.– Я только что окончил школу, услышал объявление по радио,что требуется мужской голос в комитет по телевидению и радиовещанию, –вспоминает Юрий Михайлович. – Подал заявление и через две недели поехал наконкурс.– Как же вы к нему готовились?– Никак! Хотя народу было очень много, все профессионалы,лишь я один неподготовленный. Но из 70 человек взяли почему-то меня, самогомолодого.– А красивый голос – от природы? Или вы, как Демосфен наберегу моря, тренировались произносить речи?– У меня – от природы. И я благодарен судьбе, что такимголосом одарил меня Господь Бог. А научили всему мои дорогие учителя. ВладимирВсеволодович Всеволодов – художественный руководитель и главный режиссёрдикторской группы Всесоюзного комитета по Телевидению и Радиовещанию,заслуженный артист РСФСР, актёр Московского театра имени Ленинского комсомола,он воспитал плеяду дикторов высокого уровня. Георгий Аполлинарьевич Яворовский– основатель и режиссёр Горьковского театра кукол, который был директоромнашего театрального училища. И, конечно, мои старшие коллеги – ЕвгенияМихайловна Горская и Валентина Николаевна Гришанина. Всем им низкий поклон.Правила чтения– Признайтесь, когда один на один с микрофоном читаете текств студии, вы думаете о нас, слушателях?– Есть три правила, чтобы хорошо прочитать. Нужно знать чточитаешь, для кого читаешь и для чего читаешь. Если спокойно себе отвечаешь наэти три вопроса, удача гарантирована. Но чтобы это начало получаться, нужно летдесять.– А чтение текста заранее, перед эфиром?– Художественный или информационный читаю обязательно – длятого чтобы расставить ударения. А если встречаются незнакомые слова, выясняю,что они означают. Как говорил Станиславский, актёр не имеет права словопроизносить, если не знает его значения.– Вы пользуетесь тем самым знаменитым словарём ударений дляработников радио и телевидения шестидесятых годов?– Да, Дитмара Эльяшевича Розенталя. Профессор, заведующийкафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, он долгое времяруководил факультетской группой дикторов телевидения и радио СССР.– На ваш взгляд, с чем связаны странные ударения и нормыпроизношения, появляющиеся в новых справочниках?– Это политика времени. В начале 1990‑х на радио ителевидение пришли люди, не знакомые не только с техникой произношения речи, нои не знающие русского языка вообще. Именно тогда разогнали всех дикторовстраны. Оттуда всё идёт и, к сожалению, никак не закончится. С тех пор всловарях и появились расхождения. Да, я понимаю: есть разговорный язык, есть произношениемосковское, есть петербургское. Но должны же быть хоть какие-то правила! Безних наступает анархия. Половину букв ведущий не выговаривает – раньше о таком иподумать было нельзя!Я очень люблю концерт для старшего поколения слушателей,который читаю в паре с Ольгой Филиной. Они очень его любят, а мы делаем его сдушой.К микрофону – кто угодно– Юрий Михайлович, раньше за ошибки в эфире дикторовнаказывали. Как?– Случалось, и от работы отстраняли. У нас было многожурналистов, все члены Союза журналистов СССР, но только 10 процентов из нихдопускалось к микрофону. И не потому что у них были дефекты речи. Простодикторы это делали лучше. Сейчас к микрофону может попасть кто угодно. Недавноко мне пришёл юноша, рассказал про курсы, где ставят голос. Я спрашиваю: кто?Журналисты, отвечает. Но позвольте, голос ставит только фониатр – врач пообразованию!– Что главное для идеального диктора?– Диктор высшей категории, которая, кстати, даётся оченьнемногим, умеет читать стихи, прозу, всю литературу. И, конечно, передовыестатьи. Попробуй прочитать передовую статью газеты «Правда», которую слушаловсё политбюро ЦК КПСС. Их на Всесоюзном радио читали только несколько человек.Тут нельзя было ошибиться.– А какая ошибка была самой смешной в вашей карьере?– О! Был у нас уроженец Болдина Константин ФёдоровичКатушев. Секретарь ЦК КПСС, заместитель председателя Совета Министров СССР,председатель Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям,министр внешних экономических связей СССР. Я только пришёл из школы и понятияне имел, где ударение в его фамилии. Пока читал, по-всякому поставил. Партнёрша– Валентина Николаевна Гришанина – меня ногой толкает, у неё руки дрожат.Думал, уволят. Но вот работаю до сих пор.Новости из прошлого– Сегодня в эфире программы «Вести-Приволжье» ГТРК «НижнийНовгород» на канале «Россия 1» идёт проект «60 сюжетов Горьковского ТВ»…– Да, это восстановленные с плёнки сюжеты, которые в разныегоды выходили в программе «Горьковские новости». Мы с Ольгой Филиной читаем ихзаново. Когда к 60-летию горьковского-нижегородского телевидения задумывалсяэтот проект и мне позвонили – предложили поучаствовать в проекте, я нераздумывал.Не всё читал тогда я, но свои сюжеты помню абсолютно, и этоочень интересно!…До эфира остаётся минута. Юрий Михайлович берёт папочку сраспечаткой текста, а я снимаю с его пиджака пушинку…– А это мои любимые кошки, от них всегда где-то пушинкаостаётся, – улыбается он.И идёт в студию, чтобы прочитать в эфире новость 1978 года.Осторожно, двери закрываются!Каждый раз, входя в автобус или трамвай, вы слышите красивыйголос, который объявляет все остановки и призывает «во избежание конфликтныхситуаций» приобретать билет у кондуктора. Да, вы правильно догадались: это тожеЮрий Прохоров.– Много лет назад наш губернатор подарил городу автобусы, –рассказывает он. – Меня пригласили ведущим на их торжественное вручение наплощади Минина. Я провёл мероприятие, какие-то там характеристики зачитывал обавтобусах и о людях, и кто-то из руководства услышал меня из динамика. А когдастали ставить автоинформаторы в общественном транспорте, решили использоватьименно мой голос, чтобы озвучить остановки всех маршрутов.– Что дал вам этот опыт?– Очень многое. Как раз тогда на радио была безработица. Аэто работа – очень трудоёмкая, хотя и не творческая. Те, кто ездил втранспорте, услышали мой голос и стали предлагать что-то озвучить – рекламу,ролики, фильмы. Так нижегородский транспорт стал для меня своеобразнойрекламой.– Как знакомые реагируют, узнав ваш голос?– Как раз недавно меня спросили: почему твой голос пересталзвучать в метро? Сказали, что теперь даже ездить не хочется. А я и не знаю – вметро не езжу. Кто там сейчас звучит? Надо проехать хоть пару остановок иузнать! В эфире вместе с Евгенией Михайловной Горской