Ресторанный день в Нижнем: фестиваль «для своих»
Сырный кофе. Вьетнамский суп фо-бо. Варенье из фейхоа. Нет такого сочетания вкусов, которое гарантированно не встретишь на ресторанном дне. Так что если вы, например, не наткнулись на дуэт «соленый огурец + бельгийский шоколад» — скорее всего, вы просто не нашли, где это готовят.
18 ноября в Нижнем Новгороде прошел очередной ресторанный день. Фестиваль этот довольно необычен для нашего города, привыкшего к исконности и традиционности. Здесь никаких традиций. И даже никаких официальных разрешений на торговлю. И проверок контролирующих органов – тоже никаких.
На самом деле, ресторанный день – это самый крупный в мире фестиваль еды. Проходит он четыре раза в год в десятках стран. В предыдущий ресторанный день, например, в мире было открыто 22 тысячи однодневных ресторанчиков.
Да, суть ресто-дня – как раз в том, что любой желающий (вообще любой, безо всякого кулинарного образования) может на один день занять небольшую площадку и продавать на ней еду собственного приготовления. Опять же, готовить можно что угодно: хоть бургеры, хоть дефлопе.
Можно вообще приехать на машине, накрыть багажник ковриком и выставить на него несколько бутылок собственноручно сваренного пива (и в этом году некоторые нижегородцы так и сделали).
И продавать.
- Я второй раз уже в ресторанном дне участвую, — Алексей, хозяин пива, улыбается чуть застенчиво, — и это мой второй опыт продаж. Вообще, очень стимулирует развиваться. Потому что тебя же не только хвалят, но и ругают. И вроде бы неприятно, но понимаешь, что еще есть куда расти. Мечтаю теперь заработать денег и открыть собственную пивоварню.
Проверить себя и убедиться: мечта о собственном кафе – правильная. Еще года три назад с такой мотивацией на ресторанные дни выходило, пожалуй, подавляющее большинство участников. Сегодня подавляющее большинство говорит: «А просто нравится!» Никакое кафе они не планируют. А вот четыре раза в год угощать нижегородцев чем-то эдаким – планируют.
- Это настоящий суп фо-бо, я училась его готовить во Вьетнаме, и основные ингредиенты для него тоже привезла из Вьетнама, — Дарья Довбыш разливает по тарелкам бульон.
К Дарье – очередь, которой мог бы позавидовать первый открытый в СССР Макдональдс. Ее помощница едва успевает подносить тару и рассчитываться с покупателями.
- Если без сдачи, можете класть мне прямо в карман фартука, — улыбается Даша.
- Деньги в руки не берете? – уточняю я.
- Вы что, я же с едой работаю, — в дарьиных интонациях звучит: «как можно!?»
За несколько часов ресторанного дня Дарья планирует продать 30 литров бульона. В каждую порцию супа этого бульона уходит, кажется, грамм двести. Могли бы продать и больше, но ночь, во время которой дружной командой варили бульон, кончилась.
Ах, да. Те самые «рестораторы», что 2 – 3 года назад выходили на улицы с целью проверить себя и потом открыть кафе – они в большинстве своем действительно уже открыли кафе.
Те же самые три-четыре года назад ресторанный день мелкими вкраплениями растекался по Звездинке, Покровке и прочим центральным улицам Нижнего. В этот раз основных ресторанных точек две: креативное пространство «Ничего страшного» На Рождественской и конгломерат зданий и явлений (правда, я не знаю, как это лучше назвать) на Почаинской, 17.
С одной стороны, это удобно: приходишь на ресторанный день и пожалуйста, все для тебя: хочешь еду из «Гарри Поттера» (бар «Три метлы» гарантирует, что все будет точь-в-точь как в Хогвартсе), хочешь – португальское пирожное и конфеты, хочешь – десерты для веганов или свиные ребрышки на гриле.
С другой, ресто-день становится развлечением «для своих». Как правило, на него приходят те, кто уже ходил и понравилось, а подавляющее большинство нижегородцев об этом явлении даже не слышали.
И то, что статью мне пришлось начать с объяснения, что ж это за зверь такой – лучшее тому подтверждение.
- Нет.
- Не в курсе.
- Какой-какой день?
- Это еду бесплатно, что ли, выдают?
Краткий опрос нижегородцев, который я в разгар ресторанного дня провела на Покровке, подтвердил: не знают.
А ресторанный день, между тем, в Нижнем – с 2012 года.
А в 2015 – 2016 годах открывалось почти по сотне однодневных ресторанов. В ноябре 2017-го, если верить официальному сайту ресторанного дня, — 16.
Но как везде, тут есть одно «но». Девяносто процентов посетителей ресторанного дня – молодежь. Студентки в шарфах размером с Атлантический океан. Студенты в свежих бородах. Семейные пары папа-мама-первенец в коляске. Тот самый перспективно-креативный класс, который окончит вузы, поднимется до топовых позиций в межгалактических корпорациях, но любимый вид отдыха не забудет. И мне интересно, каким станет ресторанный день в Нижнем через 10 лет.
Пока же никакого гламура (это не модно). Сплошные стаканчики с горячим кофе. Все друг другу улыбаются и рушат межличностные границы.
- А что это у вас за варенье? – спрашиваю хозяина кафе. Хозяина зовут Дима, он носит бороду и футболку «Поможем Камчатке».
- Покупайте, оно такое классное! – отзывается девушка в очереди. – Я уже купила одну порцию и тут же слопала всю.
И я покупаю, потому что мне нравится девушка, нравится Дима и даже то, что маленькая порция варенья стоит 100 рублей, тоже нравится.
(Варенье, кстати, и правда оказывается душевным).
На передвижной палатке с какао – меню: какое обычное, какое «Белочка», какао «Нежный Василий», какао «Сказочное Бали». Только последнее название написано слитно и буква «б» в слове Бали – строчная. Такой вот юмор формата 18+.
- Много у вас людей Бали покупают? – спрашиваю хозяина какао-палатки.
- Вы третья, — отвечает он. – Все берут «Нежного Василия».
Романтики хочет молодежь.
- А знаете, меняются люди, — муж и жена, Александр и Светлана Железковы, говорят семейным хором: один произносит половину фразы, второй заканчивает.
- Мы участвуем практически в каждом ресторанном дне, и видим, как посетители становятся более свободными в выборе, — продолжают они. – Раньше всем были нужны бургеры. Ты можешь креативить как хочешь, но предложишь бургер – за ним выстроится очередь. Сегодня мы предлагаем людям необычные вкусы – и их берут. Нас это очень радует!
Александр протягивает мне чашку сырного кофе. Не спрашивайте, как это – сырный кофе. Потому что я смогу ответить только «ну-у‑у, это как сырный кофе». И добавить, что было вкусно.
И сказать, что следующий ресторанный день в Нижнем случится зимой 2018 года. Следите за анонсами!