103‑летняя Мария Комолова поделилась воспоминаниями о войне и Дне Победы
Газета "Нижегородская правда" №28 от 15.05.24
Подписка на газетуТруженице тыла Марии Павловне Комоловой 103 года. 9 Мая корреспонденты «Нижегородской правды» шли в гости к ветерану, чтобы поздравить с самым важным для неё праздником.
Девочка с характером
Мария Павловна родилась 6 декабря 1920 года в деревне Загарино Салганского района Горьковской области. Её семья перебралась в Горький, когда нашей героине не было ещё восьми лет. В школу она пошла в Гордеевке Канавинского района.
«Пришла в класс, а там все девчонки городские, одна и начала мне кричать: «Деревенская, деревенская!» – с улыбкой вспоминает она. – Я вышла из школы – и узелком с тетрадями ей по голове: «Вот тебе деревенская!». Вскоре у меня появились друзья. Один из них – одноклассник Петька Слепнев, который сидел со мной за одной партой все восемь лет школы. Он ещё в первом классе заявил, что будет лётчиком. И стал им впоследствии».
После 8‑го класса Мария Павловна стала работать на заводе «Красная Этна». Там и застал её первый день войны.
«Около 12 часов дня, перед обеденным перерывом, к нам приходит начальник цеха Андрей Иванович Ерохин: «Девушки, война!» – вспоминает мельчайшие подробности этого дня ветеран. – А перед этим была финская война, и мы ему говорим: «Ничего, мы снова быстро всех победим!» А он так задумчиво нам в ответ: «Да нет, это будет долгая, жестокая и кровопролитная война». Вышли мы после этого разговора на улицу, а там – толпы народу. Провожают мужей, отцов, братьев на фронт, поют и плачут»…
Уже на следующий день, в понедельник, на заводе объявили, что теперь все будут работать по 12 часов – с 8 утра до 8 вечера. Практически без выходных. Два выходных в месяц давали только тем, кто трудился в ночные смены.
«Особенно тяжело приходилось семейным женщинам, – рассказывает Мария Павловна. – Мы, девчонки, придём после смены и ляжем спать, а бедные женщины ещё занимались домашними делами, а рано утром или с вечера снова шли работать по 12 часов. Поэтому в трамвае мы всегда уступали место женщинам».
Крылышки для мины
Завод «Красная Этна» в войну выпускал снаряды. Мария Павловна работала в секретном цехе, где производили мины. Чтобы пройти в этот цех, надо было предъявить два пропуска – заводской и специальный.
«Я работала контролёром на сварочном участке, где приваривали крылышки к корпусу мины, – продолжает Мария Павловна. – Один мальчишка был торопыга: делал много, но некачественно: где переварил, где недоварил. Я ему говорю: «Я такую работу принимать не буду! Ищи, где недоварил». Научила его по совести работать».
После работы Мария Павловна сдавала кровь в госпитале для раненых солдат. И всегда чувствовала голод – он стал уже привычным. Рабочая карточка – 700 граммов хлеба. В горячем цехе побольше – один килограмм. Детская норма – 400 граммов, иждивенческая – 300. Питались печёной картошкой в кожуре и кусочком хлеба.
«Покупать картошку особо было не на что, так что недоедали все, – признаётся она. – В нашей семье было десять человек – родители, я, мои брат и сестра со своими семьями. Отец болел двухсторонним крупозным воспалением лёгких. Я работала в горячем цехе и получала по карточке килограмм хлеба, ещё двое в нашей семье получали рабочие карточки на 700 граммов, хлеб делили на всех поровну. Однажды у женщины в нашем цехе на улице вытащили карточки. И когда мы садились обедать на участке, все девчонки отламывали ей по кусочку от своего хлеба».
Знакомы Марии Павловне и звуки бомбёжки – в Горьком несколько раз бомбили Автозавод, где выпускали танки, автомобили, самоходные установки, миномёты, снаряды для «Катюш» и другую военную продукцию.
«Звуки взрывов долетали и до нас, – вспоминает она. – Было страшно. А ещё в первую зиму войны было очень холодно, стояли тридцатиградусные морозы. Но они нам были только на пользу – наши бойцы были одеты тепло, в полушубках, меховых шапках, варежках с двойными пальцами, а немцы пришли в лёгких шинельках, и многие помёрзли».
Самый дорогой праздник
Самый счастливый день в жизни Марии Павловны – 9 Мая 1945 года.
«Этот день невозможно забыть! – прикрыв глаза, она словно переносится в тот солнечный день, перевернувший ход мировой истории. – Я была дома и услышала по радио, как Сталин объявил о Победе. Все окна были открыты, солнышко, тепло. Погода словно радовалась вместе с нами. Все выбежали на улицу, кричали «Победа! Победа!» Обнимались, пели, плясали, но и плакали – ведь погибли миллионы человек…»
После окончания войны Мария Павловна вышла замуж за фронтовика Константина Георгиевича Комолова. Он был инвалид по зрению, потерял один глаз на фронте, а в последние пять жизни полностью ослеп. Константин Георгиевич умер в 1990 году. Они прожили вместе 60 лет.
Сейчас за Марией Павловной ухаживает сноха – вдова её умершего сына. Радуют внучка, два правнука и правнучка.
Мария Павловна в курсе всех новостей страны, очень волнуется за наших воинов на СВО. Пережив войну, она хорошо понимает, как трудно им сейчас, и очень ждёт победы.
«9 Мая для нашего поколения – это самый дорогой праздник, – подчёркивает она. – Мечтаю дожить до 80‑й годовщины Победы».