H
H e
S L n s
с
Первое в Поволжье: как запускали метро в Горьком

40 лет назад в Горьком запустили метро

40 лет назад в Горьком запустили метро

Фото: telegram-канал «Метро НН/Вагон историй»

На первом участке строили шесть станций.

Перейти в Дзен Читайте о добром в MAX

В эти ноябрьские дни 40 лет назад шли последние приготовления к большому событию: в Горьком открывалось метро. Построили шесть станций – от «Московской» до «Пролетарской». Это стало событием для всей страны, не говоря уже о жителях города. Стройка первого в Поволжье метро была грандиозной.

Первый пошёл

Вопрос о необходимости строить метро в городах-миллионниках, в том числе в Горьком, делегация нашего региона поставила на XXIV съезде КПСС весной 1971 года. Было разработано технико-экономическое обоснование. Москва дала добро на проектирование первой очереди горьковской подземки, и 25 октября 1973 года состоялось большое совещание в обкоме партии.

Предстоящее строительство метро назвали делом исключительной важности для будущего города и всей области.

На тот момент в СССР действовали подземные трассы в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку. Строились в Харькове и Ташкенте. Нашему метро предстояло стать восьмым. Директор института «Метрогипротранс» Анатолий Луговцов пообещал, что технический проект первой линии будет разработан за два года. Обещание было выполнено.

Летом 1974‑го предварительно согласовали трассу, определили границы стройплощадок.

Стояла сложнейшая задача. «Нужно убрать с пути тоннелей метро все коммуникации, которые в разных направлениях прошили землю под городом, – электрические кабели, канализацию, кабели связи, теплотрассы», – рассказывала «Горьковская правда».

Решением вопроса занялись специалисты восьми проектных организаций города. Между тем уже со всей страны летели письма: «Хотим участвовать в строительстве, дайте вызов!». Люди писали, что если их специальности не подходят, готовы даже специально выучиться на другие.

Тогда их просили подождать. Но вот 17 декабря 1977 года старт стройке был дан. На многолюдном митинге торжественно забили первую сваю в котлован будущей станции «Ленинская». «Первые удары молота, первые сантиметры стального двутавра, ушедшие под землю, – описывала газета, – туда, где уже совсем скоро будут возведены 100‑метровой длины бетонные волны свода станции «Ленинская».

Горьковское метро стало десятым в СССР и третьим в России. 

Народная стройка

На стройплощадке «Ленинская» за работу взялись более 120 человек, в том числе специалисты, приехавшие прямо со строительства ташкентской подземки.

Пуск первого участка горьковского метро запланировали на 1984 год. Однако сразу не всё пошло гладко. «Нет кранов, экскаваторов, бульдозеров, самосвалов», – сетовала «ГП» в феврале 1978‑го и рассказывала о случае, когда рабочим помогли экскаватором, но с таким двигателем, что машина не смогла заползти на трайлер. «Такая полупомощь хуже прямого отказа», – возмущалась газета.

Летом ситуацию осложнили дожди. Из-за них затянулась гидроизоляция днища котлована. «Только подсушат изолировщики рубероид, разогреют гудрон – глядь, небо снова прохудилось», – писала «ГП».

Простаивал проходческий щит. Его собрали в мае. «А вот защитовой комплекс никак не могут отгрузить из Москвы. Полтора месяца ждут метростроители механизм, без которого нельзя начать проходку тоннеля», – рассказывала газета.

В июле щит запустили. Он начал движение от станции «Ленинская» в сторону «Чкаловской».

Стройка, тем временем, набирала обороты. Вместе с метростроителями в ней участвовали работники почти 120 предприятия и организаций города. Они выполняли заказы подземки, выходили на субботники. «ГП» писала о «поистине народной стройке».

Осторожно: двери закрываются!

И вот – пуск пробного поезда. Это произошло в ночь на 9 октября 1985 года. «Уже к семи часам вечера станции «Заречная», «Ленинская», «Чкаловская» стали заполнять празднично одетые строители, эксплуатационники, представители городских организаций», – рассказывала газета.

По тоннелям провезли так называемую раму – стальную платформу заданных габаритов. Убедились, что помех нет.

На табло электронных часов горели цифры: 4.48. «И вдруг ночную тишину под белыми сводами станции разрывают короткие гудки идущего поезда. Через минуту сверкающий краской экспресс подкатывает к перрону. Машинист Александр Свинарчук и его помощник Владимир Якушев принимают поздравления первых пассажиров. Начальник станции «Заречная» Лариса Майорова поднимает жезл, в динамиках вагонов звучит долгожданное «Осторожно: двери закрываются!», – описывала торжественный момент «ГП».

Тоннель, который прокладывали почти год, поезд прошёл за две минуты. Пассажиры услышали: «Станция «Ленинская». Следующая станция – «Чкаловская».

Пуск пробного поезда прошёл без сбоев. Газета отметила, что это не праздник, а рабочий момент. Надо ещё многое успеть, чтобы не осталось ни одной недоделки.

Всё дальше и дальше

Праздник наступил 19 ноября. На станции «Ленинская», где была забита первая свая будущей подземки, состоялся торжественный пуск первого участка метро.

«Сбылось! Почти восемь лет, с декабря 1977 года, жители трёх районов города – Канавинского, Ленинского и Автозаводского – терпели массу неудобств от соседства с самой большой стройкой города, от бесконечных переносов трамвайных путей, изменения маршрутов автобусов на самой напряжённой магистрали. И вот Горьковское метро начало перевозить пассажиров», – писала «ГП».

На следующий день метро принимало жителей города уже с 6 часов утра. Ожили автоматы, в которые полетели первые пятачки. «С этого дня без праздников и выходных метро должно работать как часы. Даже лучше: часы иногда встают», – отметила газета.

Такими были планы по строительству метро
Такими были планы по строительству метро
Фото: репродукция страницы «Горьковской правды»

Строительство, между тем, продолжалось. В августе 1987 года пошли поезда на участке «Пролетарская» – «Комсомольская». В ноябре 1989‑го открыли участок «Комсомольская» – «Парк культуры», через четыре года – «Московская» – «Бурнаковская». В ноябре 2002 года запустили станцию «Буревестник». Ещё через 10 лет поезда пошли в верхнюю часть города – до «Горьковской». В июне 2018‑го открыли станцию «Стрелка».

Сейчас идёт строительство ещё двух станций – «Площадь Свободы» и «Сенная». Открытие намечено на 2026 год.

В планах – станция «Сормовская».

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::