50 лет назад появились первые эскизы станций Горьковского метро
Газета "Нижегородская правда" №7 от 05.02.25
Подписка на газету
За строительством метро в Горьком следила вся страна
Ровно 50 лет назад, в феврале 1975 года, началось рассмотрение первых эскизов станций Горьковского метро. До старта строительства тогда ещё было далеко, но подготовка уже набирала ход. Пробурить скважины и изучить геологическое строение территории, перенести огромное количество коммуникаций – дел было много. Тем временем со всей страны летели письма от шахтёров, горнопроходчиков, бульдозеристов, электросварщиков: «Хотим участвовать!».
Ушли на глубину
Строить в Горьком метро решено было в 1970 году. Московские проектировщики подготовили технико-экономическое обоснование. В 1973 году началась разработка проекта.
Летом 1974‑го предварительно согласовали трассу, определили границы восьми стройплощадок по числу станций первой очереди, наметили здания, которые попадут в зону строительства. Выяснилось, что для расселения людей потребуется более 20 тысяч квадратных метров жилья.
Работа закипела. Нужно было пробурить сотни скважин, в том числе несколько – на проезжей части проспекта Ленина, изучить тысячи проб грунта.
В большинстве случаев углублялись чуть более чем на 30 метров. Одиннадцать опорных скважин решили пробурить на глубину 50 метров, но были обнаружены карстующиеся породы, и глубину ряда скважин увеличили до 70 метров. Это было необычно. Даже поступила просьба от сотрудников историко-архитектурного музея-заповедника: изготовить макет одной из самых глубоких скважин со всеми породами, встретившимися на пути. Самые интересные образцы буровики начали собирать. Попадались маргели, алевролиты, доломиты, гипсы, ангидрит.
Отчёты об изысканиях отправили в Москву для работы над техническим проектом Горьковского метрополитена.
Отменили конец света
Тем временем специалисты восьми проектных организаций города засели над решением сложнейшей задачи. «Нужно убрать с пути тоннелей метро все коммуникации, которые в разных направлениях прошили землю под городом, – электрические кабели, канализацию, кабели связи, теплотрассы», – рассказывала «Горьковская правда» в начале 1975 года.
Но это только так звучало: убрать, переложить. Вроде всё просто. «На самом деле проектировщикам, а вслед за ними и строителям предстоит создать по существу новые коммуникации, не прерывая ни на минуту телефонной связи, снабжения электричеством промышленных предприятий, квартир горьковчан, подключить ко вновь созданным линиям телефоны, электроэнергию и после этого демонтировать старые коммуникации», – объясняла газета.
Фронт работ был огромным. Только в районе будущей станции метро «Московская» предстояло вскрыть и затем восстановить 3000 квадратных метров асфальта, вынуть 4000 кубометров грунта, демонтировать 3,5 км силового кабеля, а также убрать и проложить вновь 17 км каналов связи.
Проектировщикам для этого надо было сделать 110 чертежей, множество сметных документов.
Чтобы из-за удлинения кабелей связи вследствие их перекладки из зоны строительства станций не ухудшилась слышимость, предусмотрели установку 130 дополнительных усилителей.

«Дайте вызов!»
В начале 1975 года газета рассказывала, что строительная организация, которая будет заниматься сооружением подземки, ещё не создана, но уже и от самих горьковчан, и со всей страны идут письма с просьбой взять на стройку.
«Мне очень хочется узнать, когда в нашем городе начнётся строительство метрополитена, а ещё больше хочется строить его. За свои 25 лет я ещё ничего не строил», – написал горьковчанин Стешин, сообщив, что имеет специальности шофёра, моториста, трюмного машиниста и может обслуживать компрессоры и насосы.
Письма шли из Донецкой, Ворошиловградской, Кемеровской, Челябинской и других областей. «Если вам нужны опытные проходчики тоннелей, то дайте вызов. Можем приехать всей бригадой», – прилетело письмо из Кабардино-Балкарской АССР.
Некоторые люди писали, что если их специальности не подходят, готовы выучиться на другие, только бы их взяли на строительство такого важного объекта.
«Горьковская правда» объясняла: «Пока авторов этих писем просят подождать, но придёт срок, и Горьковскому метро потребуются тысячи умелых рабочих рук».
Первую сваю – в котлован станции «Ленинская» – забьют 17 декабря 1977 года.