45 лет назад на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Гараж»
Газета "Новое дело" №12 от 27.03.25
Подписка на газету
Для режиссёра фильм стал 13-ым по счёту
Фильм «Гараж», 45 лет назад появившийся на наших экранах, был 13‑й по счёту картиной Эльдара Рязанова. Но на судьбе «Гаража» его номер никак не отразился. По крайней мере, зрители любят фильм и поныне, несмотря на то, что сама тема распределения гаражей уже давно ушла в прошлое.
Заседание начинается
Как известно, идея фильма родилась из реального заседания гаражного кооператива, членом которого был Эльдар Рязанов. Так же, как и в картине, правление кооператива предложило изгнать наиболее беззащитных, а желающих заступиться за изгнанных почти не нашлось.
Впрочем, и сам Рязанов, хотя и возмущался, но не публично, а только на ухо соседу.
«Гаражом», по его словам, он попытался искупить свою вину. И в роли профессора, которого сыграл Леонид Марков, Рязанов отчасти вывел себя самого.
Роль Малеевой Рязанов писал специально для Лии Ахеджаковой. Причём, по словам актрисы, это был первый случай, когда специально для неё написали роль. Период у Ахеджаковой тогда был не самый успешный – ролей в театре не светило, в кино режиссёры за неё не дрались. И вдруг такая улыбка судьбы! Но актриса считает, что в «Гараже» она всё-таки недоиграла.
Для Светланы Немоляевой «Гараж» был вторым рязановским фильмом, в котором она снималась. И, конечно же, самой сложной стала сцена сумасшествия бедной жены Гуськова.
Первоначально предполагалось, что героиня запрыгнет на стол и станет, жужжа, изображать самолётик. Но, как признавалась нам сама Немоляева, она никак не могла на это выйти.
В один прекрасный день Рязанов принёс два листочка нового варианта этой сцены. Немоляевой дали его, когда они вместе с Ахеджаковой сушили причёски под фенами. Актриса начала читать и сразу заплакала от жалости к героине. Перепуганная Ахеджакова побежала к Рязанову, тот примчался и, выяснив, в чём дело, тут же скомандовал: «Все в кадр! Снимаем».
Смена состава
Однако некоторых членов гаражного кооператива должны были играть совсем другие люди.
Например, изначально Рязанов подумывал пригласить на роль профессора Смирновского Вячеслава Тихонова, но тот отказался – не верил, что такой фильм вообще выпустят на экраны.
В роли директора рынка Кушаковой режиссёр хотел снимать Аллу Демидову, но ей не понравился хамоватый образ героини. В результате эту роль сыграла Анастасия Вознесенская – жена актёра Андрея Мягкова, снявшегося в роли молчаливого Хвостова.
А вот Михаил Светин играть тромбониста согласился с удовольствием. Пробы он прошёл успешно – все вокруг хохотали. Но из-за жёсткого графика съёмок Рязанов решил всё же взять актёра московского, а не питерского.
Предполагался на эту роль и Ролан Быков. Но, по одной версии, Рязанов не решился приглашать на съёмочную площадку ещё одного режиссёра. По другой – Быков отказался от роли сам. В итоге на тромбоне в картине играет Семён Фарада.
Наталья Кустинская признавалась, что в своё время отказалась от роли профессорской дочери, которую воплотила Ольга Остроумова.
Правда, как считает сама Остроумова, сделала она это очень неудачно. Потому что роль оказалась просто «не её». На съёмках, по признанию Ольги Михайловны, она жутко стеснялась – вокруг столько знаменитых актёров. Сама же Остроумова тогда ещё не ощущала своей полной причастности к киношному бомонду.
Но именно на этих съёмках она впервые встретилась с Валентином Гафтом, с которым спустя 20 лет связала свою судьбу.
Вообще-то Гафт не должен был сниматься в картине. В роли председателя правления Рязанов видел Александра Ширвиндта.
«Но Плучек как раз запустил новую постановку, в которой Ширвиндт играл главную роль. И он его не отпустил», – вспоминал Эльдар Рязанов.
Из-за занятости не смогли сыграть председателя ни Анатолий Кузнецов, ни Олег Басилашвили.
Валентин Гафт попал на съёмки волею случая.
«Я случайно оказался в павильоне, и меня Лия Ахеджакова буквально втолкнула в картину. И Рязанов сказал: «Пускай снимается он», – рассказывал мне сам Валентин Гафт.
Он сразу обратил внимание на молодую Ольгу Остроумову. Но дальше этого дело не пошло. На съёмках они не перекинулись даже парой слов. Не говоря уже о каких-то ухаживаниях.
«Ольга Михайловна тогда была замужем, и об этом не могло быть речи, – заверил нас Гафт. – Но она мне всегда очень нравилась».
Спустя двадцать лет, случайно увидев её вновь по телевизору, Гафт, по его словам, вспыхнул и понял: «Она моя».
«А через несколько дней мы с ней встретились, – вспоминал Валентин Иосифович. – Совершенно случайно. На концерте. Вот и всё».
А вот Ия Саввина, сыгравшая Аникееву, рассказывала мне, что вообще не хотела сниматься в картине.
«Я отказывалась, – делилась в своё время Ия Сергеевна, – потому что мне всё это не нравилось. Мне казалось, что это скучно, длинно. И Рязанов купил меня только компанией. Я вообще этот фильм не люблю. Мне это неинтересно, о чём я и сказала Эльдару на премьере. Он обиделся. Но я знаю, что я там замечательно сыграла. И этот фильм мне дорог компанией».
Опасный момент
Правда, собрать такую компанию было нелегко.
«Мне нужно было, чтобы все артисты с утра до вечера были в моём распоряжении. Так как в кадре постоянно находились все тридцать человек. И я объездил всех главных режиссёров, отпрашивая нужных мне актёров из театров на полтора месяца», – делился с нами Эльдар Рязанов.
Снять фильм в такие рекордно короткие сроки было практически невозможно, но Рязанову это удалось.
«Собрались очень остроумные люди. Все с удовольствием играли, все импровизировали. Конечно, было очень смешно», – вспоминала Светлана Немоляева.
В перерывах Мягков с Бурковым разыгрывали сценки, а Вячеслав Невинный травил анекдоты.
«А ещё мы с Невинным играли в «балду», – вспоминала Саввина. – Гафт говорил: «Тебе же ещё играть». А я на него как прикрикну: «Чего‑о!» Он сразу: «Молчу, молчу».
Говорят, что Рязанов даже ругал актёров за то, что у них в кадре глаза плывут от смеха. Иногда же его и вовсе доводили до бешенства.
Так, во время сцены с женой Гуськова, которая давалась очень нелегко, за декорацией кто-то постоянно разговаривал. Не выдержав, Рязанов вдруг развернулся всей своей массой, сшиб декорацию, несколько фонарей и обрушил на нарушителей крепкие непечатные выражения.
Правда, говорят, что на другой день у него подскочила температура до 41 градуса.
В другой раз Рязанов дошёл до бешенства из-за того, что в перерыве актёры напились. Увидев, что народ совершенно не в форме, он кинулся к зачинщику этой попойки Георгию Буркову, схватил его за грудки и стал кричать. А высоченный Бурков покорно висел в воздухе и внимал взбешенному режиссёру. На следующий день у Рязанова снова была температура под 41.
Как ни странно, но серьёзных цензурных придирок к картине не было. Изменили только несколько фраз. Например, попросили не называть Аникееву «серым кардиналом». Так в то время в кремлёвских коридорах называли влиятельного члена Политбюро Михаила Суслова.
Недовольство цензоров вызвала и история о походе академика на овощную базу. Правда, режиссёру удалось её отстоять.
Рязанов какое-то время сам не понимал, почему картину пропустили со столь минимальными переделками и вообще выпустили на экран. Но оказалась, что накануне Брежнев на очередном пленуме ЦК призвал к острой критике недостатков.
Когда картина вышла на экраны, зрители было просто шокированы. Никто не мог понять, как такое разрешили к показу!
Сегодня картина уже не воспринимается отважным откровением. Гаражи больше не распределяются подобным образом, профессоров не посылают на овощные базы, а цены на рынках уже не такие запредельные. Но люди по-прежнему делятся на тех, кто умеет приспосабливаться и кому это не под силу. И те, кто стремится восстановить справедливость по отношению к другим, по-прежнему выглядят чудаками. А стало быть, фильм «Гараж» ещё долго будет актуальным.
Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, что культовый фильм «Д‘Артаньян и три мушкетера» отметил 45 лет со дня премьеры.