Агент влияния: почему Шон Коннери не любил Джеймса Бонда
Газета "Новое дело" №44 от 06.11.2020
Подписка на газетуКогда начались съёмки саги об агенте 007, Шон Коннери чудом попал в число шести главных претендентов на роль и был далеко не фаворитом. Судьбу актёра решили женщины. Продюсер фильма Кабби Брокколи показал картины с участием Шона своей жене, и она нашла актёра великолепным и сексуально привлекательным. Автор бондианы Ян Флеминг вздохнул: «Я задумывал Бонда офицером, а не каскадёром-переростком». Но всё-таки согласился дать ему шанс, тем более что кандидатуру актёра одобрила и его подруга.
Так Коннери получил главную роль в своей жизни, а мир – лучшего в истории киноагента.
Невесёлый молочник
Это сейчас СМИ пестрят заголовками «Как будут делить многомиллионное состояние Шона Коннери». А детство знаменитого актёра прошло практически в полной нищете. Он родился в 1930 году в Шотландии, в семье водителя грузовика и уборщицы. Жили они настолько бедно, что поначалу Шон спал в нижнем ящике шкафа. Ему было восемь лет, когда в семье родился второй ребёнок. И с этого момента для Шона началась взрослая жизнь. За несколько шиллингов он развозил молоко, продавал газеты, помогал мяснику в лавке и за это получал мясные обрезки.
При этом Шон рос отчаянным сорванцом, не интересовался учёбой, но зато с увлечением играл в футбол. В 13 лет он окончательно распрощался со школой: отец Коннери получил серьёзную травму и лишился работы. А заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына.
Нищенская жизнь в конце концов надоела Шону, и в 16 лет он решил податься на флот. Рослого красавца с радостью приняли в моряки, однако долго он не продержался. У Коннери открылась язва желудка, и через три года его списали на берег. На память о службе на флоте у актёра остались две татуировки, символизировавшие любовь к семье и к родине: «Мама и папа» и «Шотландия навсегда».
Туда, в родную Шотландию, к родителям, Шон и вернулся, расставшись с морем. Он продолжил свой непростой карьерный путь – был уличным рабочим, строителем, спасателем в бассейне, вышибалой в ночном клубе и даже полировщиком гробов. Последнюю работу он считал худшей в своей жизни – получалось не очень.
Но настоящим увлечением Коннери все эти годы был спорт. Он не только профессионально играл в футбол, но и занимался бодибилдингом – даже завоевал бронзу на конкурсе «Мистер Вселенная» в номинации для новичков. Кажется, его большое спортивное будущее было предопределено. Но судьба распорядилась иначе.
На игре
На прослушивания для театрального мюзикла Коннери пригласил один из знакомых бодибилдеров. Актёрского опыта у него не было, но фактурная внешность впечатлила продюсеров.
«Мне дали партнёршу и попросили её поднять, – вспоминал Шон. – Я поднял её вверх на вытянутых руках, как соломенную куклу. Они засмеялись и велели её подбросить. Я подбросил. И даже поймал. Наверное, подбросил слишком высоко – они все ахнули. Но меня взяли».
А совсем скоро он вынужден был сделать главный выбор в своей жизни: устроившись на работу в театр, Коннери одновременно получил предложение играть в клубе мечты – «Манчестер Юнайтед», да ещё и за весьма приличную зарплату. Он долго взвешивал все за и против, но в итоге сделал выбор в пользу искусства. Сработал чисто практический аргумент: Шону было 23 года, а карьера футболиста после 30 уже пошла бы на спад. В то время как актёром можно быть до глубокой старости. Позднее он называл это решение самым умным в своей жизни.
Топ фильмов с Шоном Коннери
- «Из России с любовью»
— «Голдфингер»
— «Имя розы»
— «Неприкасаемые»
— «Скала»
— «Индиана Джонс и последний крестовый поход»
— «Убийство в «Восточном экспрессе»
— «Первый рыцарь»
— «Горец»
Правда, поначалу на актёрском поприще ему пришлось нелегко: в кино его не брали из-за слишком высокого роста (190 см), а в театр – из-за плохой дикции. Коннери, не имевший даже аттестата о школьном образовании, неуютно себя чувствовал в мире искусства. И тут ему неожиданно пригодились спортивные качества: воля к победе и умение работать над собой. Шон начал брать уроки дикции и актёрского мастерства, записался в библиотеку и прочитал Ибсена, Станиславского, Толстого. Молодого яркого актёра начали замечать, звонки с предложением работы поступали всё чаще.
К началу 1960‑х Коннери сыграл шекспировского Макбета и толстовского графа Вронского. Ну а потом в его карьере появился легендарный агент 007.
Мужчина мечты
Первый фильм про Джеймса Бонда «Доктор Ноу» по всем признакам должен был быть проходным проектом. Книги Яна Флеминга о суперагенте не пользовались большой популярностью, однако продюсерам удалось раздобыть миллион долларов на экранизацию.
К Бонду-Коннери на съёмочной площадке отнеслись скептически. Превратить спортсмена-недоучку в элегантного джентльмена с безупречными манерами взялся режиссёр Теренс Янг. Он учил Коннери правильной походке, осанке, умению вести себя в ресторане, помогал подбирать гардероб. И в результате случилось чудо: Шон предстал на экране элегантным, уверенным в себе, воплощением изысканной мужественности.
Впрочем, от себя он тоже кое-что добавил своему герою – остроумие и лёгкость, с которой Бонд спасает мир. И именно это, по мнению критиков, позволило Коннери стать лучшим агентом 007 во всей экранизации.
После выхода фильма 32-летний актёр проснулся мировой знаменитостью. Он мог навсегда забыть о материальных проблемах, наслаждаясь обожанием продюсеров, режиссёров и поклонниц. Флеминг был настолько покорён его игрой, что даже придумал Бонду шотландские корни. Всего Коннери сыграл в шести сериях бондианы. Однако под конец он уже был готов убить своего персонажа – Шон стал заложником экранного образа. Причём не только в профессии, но и в личной жизни.
Подружки Бонда
Ещё во время съёмок первого Джеймса Бонда Шон Коннери тайно женился на своей коллеге Дайан Силенто. Этот факт решили не афишировать – супергерой не может быть обременён семейными обязательствами.
Дайан поначалу согласилась на тайный брак. Она оставила актёрскую карьеру, родила сына Джейсона и стала примерной домохозяйкой. Но постепенно Дайан всё больше и больше ревновала мужа к его экранной жизни и поклонницам. Дом сотрясали скандалы и сцены ревности. И хотя Шон отчасти винил во всём своего героя, он понимал, что такая жизнь не для него.
Поэтому его статус женатого не стал препятствием, когда он встретил главную любовь своей жизни – французскую художницу Мишелин Рокбрюн. Они познакомились на турнире по гольфу, где Мишелин взяла главный приз среди женщин, а Шон – среди мужчин. Несмотря на обоюдную симпатию, ни во что серьёзное их знакомство не вылилось – оба на тот момент были несвободны. Спустя два года Коннери написал ей письмо с приглашением на свидание в Испанию. Такая бесцеремонность возмутила Мишелин, и Коннери написал второе письмо с признанием в своих чувствах. После этого свидание всё-таки состоялось.
Поначалу это был роман на расстоянии – они жили на разных континентах и разговаривали на разных языках. Но постепенно стали самыми близкими людьми друг для друга. В 1975 году они официально оформили отношения и прожили вместе 45 счастливых лет.
Шон продолжал сниматься, Мишелин – писать свои картины. Заработав на бондиане, он мог себе позволить выбирать только те фильмы, которые ему нравятся. В 1988 году Коннери получил «Оскар» за лучшую роль второго плана в криминальной драме «Неприкасаемые». В 2000 году он был торжественно посвящён в рыцари королевой Великобритании. И это несмотря на то, что Коннери всю жизнь был патриотом родной Шотландии и сторонником её отделения.
Он даже поклялся не возвращаться на родину, пока она не обретёт независимость. И поэтому в последние годы жил с женой на Багамах. Там он и умер 31 октября в возрасте 90 лет. Рядом, конечно, была Мишелин…
В своё время на вопрос, где его похоронить, Коннери только отшучивался: «Да я вообще ещё не уверен, что умру». А может быть, он прав? Ведь суперагенты не умирают.
Лариса ПЛАХИНА