Актеры фильма «Сто лет тому вперед» рассказали, как создавалось кино
Газета "Нижегородская правда" №22 от 17.04.24
Подписка на газетуВ Нижнем Новгороде в кинотеатре «Империя Грёз. Небо» прошёл показ фильма «Сто лет тому вперёд» (6+). Это современная фантазия на тему легендарного советского хита «Гостья из будущего» о приключениях Алисы Селезнёвой. Авторы проекта подчёркивают: это не ремейк любимого фильма и не экранизация повести Кира Булычёва, памяти которого посвящён проект. «Сто лет тому вперёд» – фильм абсолютно оригинальный, собравший в себе все возможности современного кино. О том, как создавалась картина, нам рассказали молодые звёзды, приехавшие на премьеру в Нижний Новгород.
Время, вперёд!
Общего в сюжете со старым у нового фильма немного: в настоящем живёт московский школьник Коля Герасимов, а в будущем – Алиса Селезнёва и космические пираты. И эта компания постоянно перемещается во времени из 2024‑го в 2124 год.
Главного героя Колю сыграл наш земляк, стремительно набирающий популярность актёр Марк Эйдельштейн. Роль Алисы досталась Даше Верещагиной. На премьеру в Нижний также приехал Кирилл Митрофанов – в фильме он геймер и будущий учёный Фима. Есть в «Сто лет тому вперёд» и новые персонажи: Софа Циберева сыграла девушку, в которую влюблён Коля, а Матвей Астраханцев – её парня Витька. Ребята все вместе, забыв о школьных распрях, спасают мир от космических пиратов.
Изначально в сценарии главным героям было около 15 лет. Но на пробах съёмочной группе больше всех понравился 18‑летний Марк. И авторам пришлось переписывать сценарий и проводить кастинг в другой возрастной категории. В итоге именно Марк выбрал себе Алису.
«Мы пробовали разных девчонок. Это была сцена, где Алиса заламывает мне руку во время первой встречи. Все аккуратно это делали – не верили, что они бойцы. А пришла Даша и сразу: «Бух! Аааа!!!». Она в секунду проявила бойцовские качества. И тогда я подумал – круто, чуть руку мне не сломала. Плюс когда ты на неё смотришь, обо всём забываешь и думаешь: «Какое интересное существо». У неё потрясающая психофизика. Она интересно выглядит, интересно разговаривает, какая-то немножко инопланетная! И тогда я и все вокруг поняли, что мы нашли Алису», – рассказал Марк.
В итоге подобралась группа молодых актёров, которые так сблизились на съёмочной площадке, что и сейчас дружат и производят впечатление единого целого.
Старое и новое
Парни-актёры признались, что советская версия приключений Алисы им не близка.
«Гостья из будущего» – фильм, который вышел в 1984 году, – про пионеров. Это то, что мы никогда в своей жизни не видели. Он создавался для детей, которые жили тогда, а по духу это время мы сейчас не можем почувствовать, – поделился Матвей Астраханцев. – Нам гораздо ближе наша история и наши современные дела. Мы сыграли то, что видим вокруг. Наш фильм создан, чтобы привлечь молодое поколение – ребят чуть-чуть постарше и помладше нас».
А вот Даша Верещагина с детства была увлечена своей героиней.
«Я читала про приключения Алисы, а в 10 лет посмотрела с бабушкой «Гостью из будущего». Тогда и сказала по наитию, что тоже сыграю Алису Селезнёву. Бабушка говорит: «Нет, Даша, это невозможно – Алиса Селезнёва одна, и она уже есть». А в итоге я её сыграла! Мне кажется, что в детстве мы намного больше чего-то понимаем о своей жизни. А когда взрослеем, накладывается опыт, ты сразу начинаешь думать, отдаляться от внутреннего ощущения, и его очень сложно сохранить», – объяснила актриса.
Она признаётся, что понимает неизбежность сравнений.
«Я готова к критике и отвечу на неё так: мы не посягали на что-то святое. Алиса, которая прописана в книге, Алиса в телесериале, которую я очень люблю, и моя Алиса – это три разных Алисы! Мы не делали ремейк, и бессмысленно сравнивать меня с Натальей Гусевой, которая резко повзрослела. Фильм создан по мотивам повести Кира Булычёва. У тех, кто его увидит, вопрос сравнений сам по себе отпадает», – считает Даша.
Для роли Алисы ей несколько месяцев пришлось провести в спортзале и освоить сложные трюки.
» В основном меня готовили каскадёры. Они учили разным штукам, и в фильме я многое делаю сама. Но был у меня и личный каскадёр – классная девчонка Полина. Ей так же обрезали волосы и покрасили в розовый цвет. Так что самое сложное выполняла она», – призналась Даша.
По словам молодых артистов, самое важное для них в кадре – правдивость.
«Главное – степень веры. Например, я сейчас буду играть, что перемещаюсь во времени. И чтобы это хорошо сыграть, нужно реально поверить, что ты перемещаешься во времени. Если ты реально в это веришь, это означает две вещи: что ты – хороший актёр и что ты немножко сумасшедший, потому что до конца в это впрыгиваешь!» – рассказал Марк.
Пираты XXI века
Молодым актёрам было с кого брать пример: на съёмочной площадке рядом с ними работали настоящие профессионалы. Одним из самых ярких образов получился Весельчак У в исполнении Александра Петрова. На эту роль его предложил режиссёр фильма Александр Андрющенко.
«Никто не смеётся так, как смеётся Саша. Его смех дико заразительный», – поделился режиссёр на пресс-конференции на ВДНХ, состоявшейся накануне выхода фильма.
Продюсер картины Фёдор Бондарчук отметил, что Александр никогда не представал в похожем образе, это совершенно новая для него роль.
Сам Бондарчук озвучил в фильме Вертера – забавного шарообразного робота. Над его образом поработал искусственный интеллект, подставив нотки голоса Гэри Олдмана из «Леона», крик совы и киберпанк. Ещё более экзотический персонаж получился у Юры Борисова, который сыграл пирата Глота. Грим занимал около пяти часов в день.
«После него уже ничего не надо было играть. Когда я понял, что могу в нём только стоять, родился образ», – рассказал Борисов.
Папу Алисы, профессора Селезнёва, сыграл Константин Хабенский, потративший на съёмки все свои выходные, а маму – Виктория Исакова, ставшая эффектной амазонкой, с оружием в руках побеждающей космическое зло.
Технологии будущего
Картину «Сто лет тому вперёд» некоторые уже называют лучшим фантастическим фильмом в новейшей истории страны – он показал все возможности современной отечественной киноиндустрии. На той же пресс-конференции на ВДНХ Фёдор Бондарчук рассказал, что при производстве фильма было использовано большое количество техники, произведённой в России.
«Мы снимали на синих экранах, на зелёных экранах, на LED-экранах, мы работали на русском гелевом свете – это один из лучших световых приборов в мире. У нас появился русский стедикам (система стабилизации съёмочной камеры, – прим. авт.). Поверьте, уровень графики здесь наравне с большими студийными мировыми проектами», – рассказал продюсер.
Битвы и образы будущего в фильме впечатляют. А оно там двух видов – счастливое и апокалиптичное, под гнётом пиратов.
«Это были многоэтажные декорации. У нас работало два павильона: в одном снимали «Космовет» – космическую ветлечебницу и «тёмное будущее», а в другом – школу и «светлое будущее». И это было удивительно! Вроде то же самое место, та же архитектура и планировка, но это тёмный мир, где крысы бегают, пауки, что-то капает постоянно, запах сырости, масла, слякоть, грибы, грибки – бррррр!»– рассказал Кирилл Митрофанов.
Несмотря на все сложности съёмок, артисты признались, что на сегодня этот проект – самое важное в их жизни.
«Картина создавалась в огромной любви к своей работе, к тому, что мы делаем. У нас потрясающий каст, потрясающий режиссёр, который с трепетом, с интересом, с азартом нам рассказывал, объяснял, почему ты так смотришь, почему кто-то что-то так сказал, почему мы пошли туда, почему побежали. Мы знали, что фильм будет невероятным, но реальность превзошла все ожидания. Когда мы его увидели, то поняли, что сделали что-то очень масштабное, классное, и это тронуло сердце. И мы надеемся, что и ваши сердца тоже», – поделилась Софа Циберева.
Первые зрители, среди которых были родители и бабушка Марка, фильм оценили. Когда в конце пресс-показа начались финальные титры и зазвучала песня «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», некоторые даже заплакали, но потом эти эмоции заглушили аплодисменты. И это говорит о многом.