Актёр Александр Филиппенко рассказал, как из математики пришёл в искусство
Газета "Нижегородская правда" №9 от 16.02.2022
Подписка на газетуЛегко завоевать славу и поклонниц, играя рыцарей и принцев. Гораздо сложнее покорить публику ролями негодяев и мерзавцев. А знаменитому актёру Александру Филиппенко это удалось. Он стал известен именно благодаря своим отрицательным ролям, в каждой из которых есть что-то притягательное. А недавно, после десятилетнего перерыва, он вернулся в кино и сыграл Брежнева в фильме «Чемпион мира», да так, что некоторые поклонники артиста просто его не узнали! А ещё он замечательный рассказчик! В этом лично убедился наш корреспондент, побывавший в своё время на творческой встрече с Александром Филиппенко. Мы собрали самые интересные моменты из общения артиста с публикой.
О том, как математик пришёл в искусство
Он называет себя «ярким представителем тёмных сил» – действительно, в списке его ролей преступники всех мастей, два героя из воландовской свиты – фееричный Коровьев в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары и великолепный Азазелло у Владимира Бортко. Он же – Дон Рэба в «Трудно быть богом», Белаш в «Визите к Минотавру», Ричард Глостер в «Чёрной стреле» и даже Кощей в фильме «Там, на неведомых дорожках», который до сих пор считают самым страшным в советском кинематографе. Но этих ролей могло и не быть – математически одарённый юноша мечтал стать учёным и учился в одном из самых знаменитых вузов страны – Московском физико-техническом институте. Там всё и началось.
– Когда я был студентом, то стал членом команды КВН Физтеха, которая в далёком 1962 году выиграла первое первенство Москвы у Первого медицинского института. Тогда с Шаболовки шли прямые передачи в эфир – без монтажа, без репетиций. После одной из передач ко мне подошёл Альберт Аксельрод, первый ведущий КВН и один из его основателей, и пригласил меня в эстрадную студию МГУ «Наш дом», где были собраны лучшие силы студенческой самодеятельности Москвы. Руководили ей Аксельрод – врач, Илья Рутберг– «профессор» пантомимы и писатель и режиссёр Марк Розовский. На флаге студенческого театра было написано: «Эксперимент». И мы всегда шли на этот эксперимент. Впервые на советской сцене мы сыграли Платонова «Город Градов», «Голубую книгу» Зощенко, фельетоны Михаила Кольцова. Это было золотое время! Критиковать, высмеивать, разоблачать! Острым глазом мы землю рыли и верили в скорое наступление светлого будущего. Но наступил август 1968‑го, и танки, которые шли по Праге, растоптали эту веру. Свободные разговоры перенеслись на кухню, наш театр закрыли. Два года я работал старшим инженером института геохимии Академии наук СССР. Но театр не отпускал, и наша пятёрка непрофессионалов ушла в профессиональный театр: Фарада и Хазанов – в эстраду, Филиппов – к Гончарову, Карпов – к Райкину, а я – в Театр на Таганке и в Щукинское училище – зарабатывать второй диплом.
Об обаянии зла
Сегодня в его фильмографии почти 100 ролей. Причём запомнился он кинозрителям благодаря ролям отрицательных персонажей. И, что самое интересное, они полюбили их, поддавшись на это обаяние зла, в котором часто была изрядная доля юмора.
– Сатира – то, что привлекает всегда. Когда я играл Коровьева, наша сцена с Куравлёвым была просто потрясающа. Это настоящее удовольствие от текста! А потом был Азазелло. Бортко сделал мне предложение прямо на Патриарших. Я там живу и гулял с собачкой. Он подошёл и сказал: «Коровьева ты уже сыграл. Азазелло у меня сыграешь?». «Да», – не раздумывая согласился я. Конечно, Коровьев по тексту слаще, но Азазелло – страшнее. Главное – не кого играть, а у кого. Алексей Герман видел меня ещё в студенческом театре и разбил стереотип «Филиппенко – бандит», пригласив в фильм «Мой друг Иван Лапшин». Я благодарен судьбе, что в моей жизни были гениальные режиссёры.
О ностальгии и творчестве
А потом наступили 1990‑е. Кино почти не снимали, театры выживали как могли. И Филиппенко ушёл «на вольные хлеба».
– Как-то Александр Градский спросил: «Тебе что, печать ИП карман оттянет? Переходи на самостоятельную дорогу». И я решился. Концерты, моноспектакли, чтецкие вечера, общение со зрителем – это огромное удовольствие. И публика это чувствует и, благодарная, приходит за кулисы. Иногда делятся самым главным. Когда-то я сыграл пожилого героя в фильме «Убегающий август». Я был «августом», а героиня – «цветущим маем». Герои провели лето вместе, она обещала звонить, но не позвонила. Герой ходит по квартире, включает газ и… Подошёл ко мне на гастролях парень: «Вы спасли мне жизнь! В армии я узнал, что моя девушка вышла замуж, а вечером показывали ваш фильм, и я подумал: неужели я такой же дурак? Что, и я открою газ? Нет!». Эта история мне запомнилась на всю жизнь, – признался Александр Георгиевич.
Сам Александр Филиппенко признаётся, что эти встречи для него – главное в творчестве. На них приходит самая разная публика – от пожилых людей до молодёжи.
– Я всегда детям говорил: у вас есть всё – современные магнитофоны, транзисторы, гитары. И эти гитары громко орут. В наше время орали тише, но шуму мы наделали больше! Часто думаю: а что, если достать из сундуков наши старые доспехи – брюки-дудочки, надеть их с мылом, набриолинить волосы… Ну, у кого что осталось – и врезать стилем из 60‑х! Поймут ли нас? Думаю, поймут. И понимают!
Понимают не только на сцене, но и в зрительном зале. Наверное, поэтому роль Александра Филиппенко в премьерном фильме «Чемпион мира» пришлась по душе зрителям. В ней всё правдиво, а созданный артистом образ Брежнева не карикатурный, а настоящий.
– На премьере «Чемпиона мира» я наконец-то увиделся со всей группой! Мы снимали этот фильм в разгар изоляции в самых строгих ограничениях. Это огромная работа! И я поздравляю с ним всю команду, студию и всех причастных, – поделился с подписчиками Филиппенко, выложив фото с премьеры в Instagram.
А фильм открыл зрителям новую грань таланта актёра.