Почему автовладельцы выстраиваются в очереди в сервисы
Газета "Нижегородская правда" №57 от 27.09.23
Подписка на газетуВ прошлом году российские автосервисы и продавцы автозапчастей заработали 500,6 млрд рублей. Это на 20% больше, чем в 2021‑м. Судя по всему, в этом году прибыль окажется ещё значительнее. Желающих отремонтировать своего железного коня столько, что попасть в автосервис можно только по записи. Всё расписано на недели вперёд. С чем связан такой ажиотаж и какие тенденции прослеживаются на автомобильном рынке?
Встали в очередь
Сервисы автолюбители действительно стали посещать гораздо чаще. По данным аналитического агентства Gruzdev-Analyse, в течение первого полугодия 2023 года среднестатистический автовладелец в России был в техцентре 1,9 раза, тогда как в 2021 – 2022‑м эта цифра составляли 2,2 раза в год.
«Мне нужно было поменять тормозные колодки, – рассказал автовладелец Станислав. – Ждать ремонта пришлось неделю. Всё расписано. Мастера предложили набраться терпения».
«Хотел сделать диагностику. Ближайшее окно через 10 дней», – говорит владелец иномарки Юрий.
Нам удалось побеседовать со специалистами одного из сетевых сервисов в Нижнем Новгороде.
«Мы работаем семь дней в неделю с 9 утра до 7 вечера. Машин очень много, мастерам подчас приходится работать без выходных, ремонтная зона полностью загружена. Просто приехать и отдать автомобиль в ремонт сегодня вряд ли получится, – рассказали в сервисе. – И, скорее всего, в ближайшее время работы ещё прибавится. Машин стареньких становится всё больше, приобретать новые не спешат – уже нет прежнего выбора, и цены зашкаливают. Нужно понимать – автомобиль, который разменял второй десяток лет и у которого пробег 150 – 200 тысяч километров, требует совершенного иного подхода, потому что ресурс многих узлов и агрегатов исчерпан».
Средний возраст и отложенный спрос
Возраст авто, вероятно, одна из главных причин загруженности автосервисов. По данным агентства «Автостат», на начало 2023 года средний возраст легкового автомобиля в России приближался к 15 годам. Правда, это с учётом такси, каршеринга и корпоративного парка. Самые возрастные машины в Дальневосточном федеральном округе – 21,4 года, самые молодые в Приволжском – 13,2 года.
Наряду с этим цены на ремонт в 2022 году существенно выросли. Правда, преимущественно из-за увеличения стоимости автозапчастей – детали подорожали на 50 – 70%.
Многие автовладельцы сначала были шокированы таким ценообразованием и решили отложить ремонт до лучших времён. К сожалению, на откат цен рассчитывать не приходится, а ремонтировать машины всё равно надо. В итоге сейчас работает отложенный спрос. И это ещё одна причина популярности услуг в автосервисах.
«Теперь приходит понимание, что дешевле произвести ремонт не получится, а автомобиль требует обслуживания. Поэтому автовладельцы смирились с повышением цен на запчасти. Кроме того, многие осознают, что в условиях ограниченного выбора моделей, а также роста цен на них поменять автомобиль в обозримом будущем им вряд ли удастся. В итоге они продолжают ездить на старой машине. Как следствие, автопарк стареет, пробег автомобиля растёт, у машин появляются те или иные болячки, которые требуют ремонта. Соответственно, необходимость обращения в техцентр возникает всё чаще», – отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
Ждём продаж
Ещё одна тенденция – на рынке появилось очень много контрафактной продукции. Подделывают детали, масло, фильтры, тормозные колодки. Чтобы не купить некачественную продукцию, автовладельцы предпочитают заказывать всё в сервисе, что тоже отражается на среднем чеке.
Вместе с этим многие техцентры и автосервисы откладывали повышение цен на ремонтные работы. В итоге кто-то уже столкнулся с дефицитом кадров – мастера рассчитывают на более серьёзные заработки при таком спросе на их услуги. Соответственно встаёт вопрос об увеличении заработной платы, чтобы удержать тех сотрудников, которые работают, и привлечь новых. А это опять неминуемо отразится на среднем чеке за ремонт старенького авто.
По прогнозам аналитиков, существенно ситуация пока не изменится. Перемен стоит ждать, когда объёмы продаж машин выйдут на прежний уровень. Сколько потребуется времени для полного восстановления рынка, сказать трудно. Но одно очевидно: после существенного падения продаж автомобилей в 2022 году сейчас рынок восстанавливается и к концу 2023-го может достичь объёма в 1 млн проданных легковых и лёгких коммерческих автомобилей.