Бастуют все? Стоит ли беспокоиться клиентам Wildberries
Газета "Нижегородская правда" №16 от 22.03.23
Подписка на газетуВокруг одного из крупнейших маркетплейсов страны закипели страсти. Неделю назад в СМИ и соцсетях появилась информация о забастовках сотрудников «Вайлдберриз». Поводом стала новая система штрафов, установленная для тех, кто работает в пунктах выдачи заказов. Конфликт владельцев и работников популярной торговой площадки неожиданно приобрёл всероссийский резонанс. К делу подключилась Госдума, правительство и генпрокуратура. Мы выяснили, что происходит в филиалах маркетплейса в Нижегородской области и как эта история может отразиться на потребителях.
Бастуют все?
Волнения сотрудников «Вайлдберриз» (или «ВБ») начались с Москвы. Там, по сообщениям федеральных СМИ, сотрудники и владельцы пунктов выдачи (ПВЗ) осадили центральный офис маркетплейса.
На другой день в соцсетях и телеграм-каналах появилась информация о том, что пункты выдачи заказов «ВБ» приостановили свою работу в нескольких крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге и других. Закрытые двери украсили объявления: «ВБ» не работает в связи с тем, что менеджерам не платят з/п», «Закрыто. Не работаем без зарплаты!», «Все менеджеры уволились. Зарплату не платят».
Нижний Новгород забастовка обошла стороной. В пунктах выдачи заказов, где побывали наши сотрудники, работа шла своим чередом.
«А вы не бастуете?» – спрашиваю я в ближайшем к моему дому пункту выдачи заказов (ПВЗ).
« Пока нет, но если так дело пойдёт, то придётся, – делится сотрудница, вскрывая коробку с заказанным мною товаром. – У меня там долгов… Даже говорить не хочу».
Как выяснилось, поводом для негодования работников стала новая система штрафов, которую руководство маркетплейса ввело с 3 марта. Суть в том, что если покупатель возвращает в пункт выдачи бракованный или подменный товар, то 100% её стоимости удерживают с сотрудника пункта выдачи.
Сотрудники ПВЗ справедливо отмечают, что товар поступает в пункт выдачи запакованным, вскрывает его покупатель, а иногда и не вскрывает, уносит смотреть домой. Что на самом деле доставили в пакете или коробке, в каком товар состоянии, оригинал это или подделка – сотрудник пункта знать не может.
«Сейчас у нас алгоритм такой: вскрываем вместе с покупателем упаковку у стойки выдачи заказов, чтобы это попало на камеру видеонаблюдения», – рассказала сотрудница ПВЗ.
Проблема бракованного или подменного товара действительно отравляет жизнь и добросовестным покупателям, и поставщикам. Вот только кто за это должен отвечать?
«Я заказала на «ВБ» фирменные кроссовки за 10 тысяч рублей, а получила китайскую подделку, всю залитую клеем, – говорит постоянная покупательница Кристина. – Я не исключаю, что просто во время примерки ещё до меня кто-то подменил один товар на другой. В конце концов я забираю свою коробку, иду в примерочную, и что там происходит – никто не знает. Я сама оказывалась в ситуации, когда обнаруживала, что мне положили не тот товар, уже только в примерочной. Но сложно обвинить в этом именно сотрудников пункта выдачи».
Ответ держат
Мы попытались узнать позицию руководства «Вайлдберриз», однако запрос «Нижегородской правды» пока остался без ответа. В СМИ появляются самые разные версии и комментарии представителей площадки. То сообщалось о блокировке бастующих пунктов выдачи и вывозе из них товара, то и вовсе появлялись опровержения как об осаде офиса, несмотря на видео, опубликованные в федеральных СМИ, так и о забастовках в ПВЗ. Мол, была развёрнута информационная атака.
К примеру, сайту РБК представитель компании «ВБ» заявил: «Парадокс этой ситуации в том, что все пишут о забастовках, но в реальности их никто не видел и никто не испытывал сложности с получением своих заказов».
При этом сам факт введения штрафов в «ВБ» не отрицают. В компании объяснили, что проанализировали случаи подмен и возвратов по браку, и этот анализ показал, что в 98% виноват сотрудник пункта выдачи.
«К сожалению, некоторые недобросовестные покупатели или менеджеры пунктов выдачи заказов могут подменять товары, например, на дешёвые аналоги или товары без маркировки, – объяснили в компании. – Чтобы этого не происходило, менеджеры пунктов выдачи при возврате товара должны их проверять. Поэтому мы ввели дополнительную защиту наших продавцов от подмен».
Однако этим защитным манёвром в пользу поставщиков остались недовольны те, кто непосредственно выдаёт товар. Во‑первых, у них не всегда есть возможность отследить качество пришедшего товара. Во‑вторых, в Трудовом кодексе РФ в принципе отсутствует такое понятие, как штраф. Соответственно, взимать их просто незаконно.
Взяли под контроль
Представителей компании вызвали на встречу в Госдуму, которая состоялась со второй попытки. По итогу «Вайлдберриз» отменил свыше 10 тысяч некорректных штрафов за подмену товаров, также сообщил о том, что система обратной связи с сотрудниками и партнёрами будет обновлена.
По поручению Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой Московской области организована проверка «по размещённым в СМИ сведениям о нарушении трудовых прав работников интернет-магазина «Вайлдберриз», в том числе о неправомерных удержаниях денежных средств из положенной им заработной платы».
«В ходе проверки будет дана принципиальная правовая оценка порядка привлечения работников к осуществлению трудовых функций, выплаты им заработной платы, принятия локальных актов, устанавливающих обжалуемые ими правила начисления штрафных санкций», – сообщается на официальном сайте генпрокуратуры.
За ситуацией следит Минцифры России.
«Вайлдберриз» борется с подменами дорогостоящих товаров, которые совершаются злоумышленниками в пунктах выдачи заказов. Но мы убеждены, что такая система контроля должна быть прозрачной для партнёров маркетплейса и с возможностью оспаривания. Пока система дорабатывается, компания не будет выписывать новые штрафы, – сообщается в телеграм-канале Минцифры. – Совместно с Минпромторгом мы продолжим отслеживать ситуацию в отрасли, чтобы соблюдались интересы всех участников электронной торговли и чтобы при этом не страдали обычные покупатели».
Однако стало очевидно, что в деятельности маркетплейсов с точки зрения законодательства назрели перемены. По словам депутата Госдумы Валерия Гартунга, 23 марта состоится второе чтение законопроекта из пятого антимонопольного проекта, где как раз регулируется деятельность маркетплейсов.
«У нас есть время, чтобы ко второму чтению внести необходимые поправки, для того чтобы в будущем исключить такого рода ситуации», – заявил он.
Ещё одним шагом в регулировании работы маркетплейсов могут стать поправки в закон «О занятости населения», чтобы защитить права тех, кто работает на онлайн-платформах. Кроме того, в Госдуме задумались об отдельном законе о маркетплейсах.