Бери Шанель: рассказываем, как устроена жизнь внутри магазинов косметики
Газета "Новое дело" №37 от 23.09.2021
Подписка на газетуМагазины косметики есть в каждом торговом центре, и не в единственном числе. Стоит пойти за покупками – и сразу найдётся кто-то, кто протянет вам надушенный листочек, чтобы заманить на акции. Плюс ко всему – обилие рекламы, особенно перед праздниками. Косметика стала неотъемлемой частью жизни большинства людей. Мы поговорили с Ириной Хованской, которая устроилась работать стажёром в «Рив Гош», и узнали секреты устройства магазинов косметики.
В начале пути
Ира ещё в университете любила помогать с выбором косметики своим однокурсникам, ей эта сфера всегда была близка. Однако работа продавца-консультанта оказалась сложнее, чем кажется – нужно весь день быть на ногах, улыбаться и уметь располагать к себе людей. Так просто на эту должность не берут, тем более в такие именитые магазины, как «Рив Гош». Сначала – собеседование, которое проводит управляющая магазином.
На собеседовании задают основные вопросы – про опыт работы, образование и семейное положение. Как рассказала Ира, коллектив в большинстве своём женский, многие из работниц уже имеют семьи.
– После собеседования необходимо пару дней поработать в зале в течение часа-двух, чтобы руководитель мог убедиться в твоих навыках общения с клиентом. Своего рода тестовое задание, – рассказывает Ирина.
Ошибки в первое время работы тут не критичны – управляющий или более опытные продавцы быстро объяснят, что не так, и помогут сориентироваться. После тестового задания начинается период стажировки, во время которой новички могут проходить различные онлайн-курсы, посвящённые ассортименту косметики и работе в сфере продаж.
– Самым сложным было побороть свой страх перед новым, – поделилась Ира. – Ну и пройти медкомиссию – я не очень люблю больницы. Но наличие у компании договора с частной клиникой – огромный плюс.
Подводные камни
После собеседования начинается испытательный срок – сначала нужно проработать три месяца стажёром, и только потом вас могут взять на должность продавца-консультанта.
Требования тут стандартные – работник должен быть ответственным, пунктуальным, вежливым и аккуратно выглядеть.
– Думаю, однозначный плюс для сотрудника – желание помочь людям в выборе продукции. Не «втюхать» что попало и побольше, а действительно помочь. Так, чтобы у клиента остались приятные впечатления от посещения магазина, – рассказывает Ирина.
Работать в «Рив Гош», пусть даже стажёром, трудно. Весь день ты на ногах, не всегда получается просто присесть.
– Бывают особо раздражительные клиенты, которым слово «стажёр» ни о чём не говорит и которые вообще не воспринимают тебя как человека, – поделилась Ира.
Помимо этого, в магазине косметики огромный ассортимент. Просто физически невозможно сразу запомнить всё, что нужно – и оттенки губной помады, и какой крем для какой кожи лучше подходит, и какая фирма престижнее. Характеристик тут гораздо больше, чем у одежды, что не только создаёт сложность в работе, но и заставляет комплексовать по поводу своей некомпетентности.
– Тебе начинает казаться, что ты глупенькая, что ты кого-то подводишь, что справляешься плохо, – рассказала Ира. – Но с каждым разом становится легче, и знания твои растут в геометрической прогрессии.
Самое трудное – признать перед клиентом, что ты чего-то не знаешь. Но ещё тяжелее услышать в ответ резкое и надменное: «Тогда позовите НЕ стажёра!»
Маленькие радости
Конечно, в любой работе есть приятные вещи, особенно если она тебе по душе.
– Самое крутое в этой работе: во-первых, видеть довольное лицо покупателя и слышать от него «спасибо вам большое, обязательно приду снова!» – делится Ирина. – Во-вторых, лежать в тёплой постели после тяжёлого рабочего дня и понимать, что сегодня ты очень кайфанула от своей работы, и от того, что занимаешься любимым делом.
К тому же, как рассказала девушка, благодаря работе в магазине она стала лучше разбираться в косметике, способах ухода за лицом и нанесения макияжа.
– Моё мнение о магазинах косметики сильно изменилось, – признаётся она. – Раньше я считала, что это «просто магазин». Как продуктовый, только с другим ассортиментом. На самом деле «Рив Гош» – это огромное бьюти-сообщество, в котором ты можешь прикоснуться к чему-то действительно прекрасному.
Разрушители мифов
Многие из нас скептически относятся к акциям в магазинах косметики – считается, что это всего лишь «пиар-ход», а ценники просто переписывают перед распродажами, чтобы заманить покупателей. Но Ирина уверяет, что в их сети все скидки честные.
– Во время акций покупать продукцию гораздо выгоднее, – делится с нами Ира. – Сами работники тоже очень любят акции и даже специально откладывают денежку, чтобы приобрести приглянувшиеся им товары.
Вообще продавцам не полагается скидка на косметику. Но зато они заранее узнают об акциях и могут подгадать наиболее удачное время для покупки.
Большинство солидных магазинов выдают покупателям маленькие пробники парфюмерии. Однако многие уверены, что львиную часть этих пробников продавцы просто забирают себе. Некоторые даже планируют устроиться в косметический магазин именно для того, чтобы обеспечить себя бесплатной косметикой. На самом деле, утверждает Ирина, это далеко не так.
– Каждый пробник-сэмпл выдаётся покупателям в определённом случае, – говорит она. – Например, при покупке на какую-то сумму или при покупке нескольких продуктов одной и той же марки. Сотрудники никогда не забирают их себе, потому что за это могут даже уволить. Рисковать из-за такой мелочи никто не станет.
Работа в сфере продаж предполагает общение с недоброжелательными покупателями и стрессоустойчивость. Но игнорировать откровенно хамское поведение бывает нелегко.
Очень неприятно общаться с открыто флиртующими клиентами. И, конечно же, отторжение вызывают покупатели, позволяющие себе хамить и даже нецензурно отзываться о продукции магазина или сотрудниках.
Ещё один неприятный тип покупателей – те, кто относится к консультантам с пренебрежением.
– Бывают клиенты, которые позволяют себе фразы в духе: «Ага, знаю я вас, вам лишь бы продать» или «Да что вы можете знать, вы же всего лишь продавец». Конечно, слышать такое не очень приятно, – сетует Ирина.
Вежливые покупатели вызывают больше уважения, поэтому им искренне хочется помочь.
Совершенно отдельный – редкий, очень приятный тип клиентов: те, кто по-настоящему заинтересован в покупке и информации о косметике.
– Они всегда рады послушать. Например, многие ароматы нишевой парфюмерии имеют довольно интересную и своеобразную историю. К примеру, ароматы Canto посвящены историческим личностям и пятой главе «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Это большое везение – если искренне заинтересованный в покупке хорошей косметики для себя покупатель наткнётся на искренне увлечённого своим делом консультанта. И тогда довольными останутся оба.
Ранее сайт Pravda-nn.ru опубликовал 4 совета о том, как располагать к себе людей.