Без страха и упрёка: почему героям фильма «Следствие ведут знатоки» запрещали жениться
Газета "Новое дело" №11 от 25.03.2021
Подписка на газетуЭто сегодня «ментовскими» сериалами никого уже не удивишь. Каждый канал считает себя обязанным побаловать публику сериальными похождениями стражей порядка. Парни в погонах здесь не чураются простых человеческих радостей – бутылочку пропустить, с барышней симпатичной поцеловаться. А ведь герои самого первого милицейского сериала – «Следствие ведут знатоки», который в этом году отмечает своё 50-летие, о подобных вольностях даже помыслить не могли. Как создавался знаменитый сериал и как съёмки в нём сказались на судьбах актёров?
Наша служба и опасна, и трудна
Легендарный сериал появился на свет волей тогдашнего министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, который решил приблизить к народу людей в милицейской форме.
Как раз в конце 60‑х в «Литературной газете» вышло несколько судебных очерков Ольги и Александра Лавровых. Последний сам долгие годы работал следователем. Им и заказали сценарий о буднях советских милиционеров.
Аббревиатура «ЗнаТоКи» появилась из начальных букв фамилий главных героев – Знаменский, Томин, Кибрит.
Первые серии фильма снимал режиссёр Театра на Малой Бронной Вячеслав Бровкин. Немудрено, что на главные роли он привёл своих актёров – Георгия Мартынюка и Леонида Каневского.
Эксперта Зиночку поначалу тоже должна была играть актриса Театра на Малой Бронной – Анна Антоненко. Но оказалось, что она ждёт ребёнка. Александр Лавров порекомендовал на эту роль Эльзу Леждей из Театра киноактёра.
Для вхождения в роль актёры проходили подготовку в МВД – присутствовали на допросах и даже выезжали на обыски.
Сложнее всего пришлось Эльзе Леждей, большая часть текста которой состояла из труднопроизносимых терминов. У неё было около десяти консультантов.
– Мы работали в тесном сотрудничестве с Петровкой, – рассказывал нам в своё время Георгий Мартынюк. – Всё контролировалось на уровне замминистра МВД. Он каждый сценарий прочитывал, и не дай Бог допустить какую-либо ошибку.
Но зато всё получилось так достоверно, что в Театр на Малой Бронной к Мартынюку и Каневскому приходили люди с уголовными делами, плакали, просили разобраться.
Ни композитор песни «Незримый бой», Марк Минков, ни автор слов к ней Анатолий Грохов до этого никакого отношения к органам не имели. По словам Минкова, он сочинил мелодию за несколько минут, шагая от дома к пивному ларьку на Арбате. Исполняли песню за кадром Анатолий Горохов (он в своё время озвучивал стражников и Осла в «Бременских музыкантах») и Эдуард Лабковский.
Правда, их имена в титрах поначалу не упоминались, чтобы у зрителей создалось ощущение, что поют сами Знаменский с Томиным.
Если кто-то кое-где у нас порой
Первые пять фильмов были отсняты за год. Почти все сцены снимались в павильонах. Лишь знаменитый финал, где герои вместе едут в «Волге», снимали на Садовом кольце.
Сериал имел бешеный успех. Когда по телевизору показывали очередную серию «Знатоков», улицы буквально «вымирали». Актёры, сыгравшие главных героев, превратились в народных любимцев.
– Настоящие милиционеры называли его «научно-фантастический сериал», – рассказывал нам Георгий Мартынюк. – Потому что в жизни такой милиции не было. Из нас пытались сделать идеальных милиционеров. После первых серий нам даже запретили курить.
Личная жизнь у героев тоже оказалась под запретом – не то чтобы скромного поцелуя, но и простого флирта не допускалось.
– Ну да, у них работа была на первом месте, – вспоминал Георгий Мартынюк. – Авторы долго не знали как быть – то ли Пал Палыча женить на Зиночке, то ли за Томина её отдать. Эта тема всё время присутствовала в письмах. Зрители интересовались, почему мы холостые. Но потом решили на Зиночке нас не женить.
В одной из серий про мальчишек, нашедших пистолет, начальника детской комнаты милиции играла замечательная актриса Анечка Каменкова. С ней у Пал Палыча по сценарию намечались некоторые чувства.
– Пришло письмо на телевидение, подписанное группой врачей фрунзенской больницы, – рассказывал актёр. – Они писали, что если Пал Палыч женится, то они возненавидят его жену. И чтобы не травмировать зрителей, Пал Палыча оставили холостым.
А вообще письма приходили мешками: «Москва, уголовный розыск. Полковнику Знаменскому».
– Одна женщина даже приходила ко мне в театр и жаловалась, что её сына незаконно осудили. Показывала копии документов, – вспоминал Георгий Яковлевич.
Первоначально никто не рассчитывал, что сериал растянется на 25 фильмов. А потому в 8‑й серии майор Томин получал смертельное ранение в живот. Однако зрители такого поворота сюжета не приняли и забросали авторов сериала гневными письмами, требуя воскресить любимого героя.
Из Владивостока даже пришла телеграмма: «Сообщите группу крови майора Томина. Мы пришлём в нужном количестве!»
В результате в следующей серии Томин представал перед зрителями живым и с перевязанным плечом.
Вести незримый бой
С одной стороны, «Знатоки» принесли актёрам сумасшедшую популярность. С другой – лишили их многих интересных ролей.
– Нас на телевидении вообще запретили приглашать на другие роли, – сетовал Георгий Мартынюк. – Даже мой любимый режиссёр, крёстный папа в кино Владимир Павлович Басов, ничего не мог сделать. Он снимал «Дни Турбиных» и хотел дать мне Ширвинского. Но ему не разрешили снимать в роли белого офицера Пал Палыча. В итоге сыграл Лановой.
Леониду Каневскому тоже пару раз отказывали в ролях по этой причине. Когда Юнгвальд-Хилькевич утвердил его на роль Бонасье в «Д‘Артаньяне и трёх мушкетёрах», худсовет тоже был решительно против. Но режиссёр заявил, что никого другого в этой роли не видит.
– Так что мы пострадали с Лёней, – делился Георгий Яковлевич. – Я в кино ведь поначалу очень хорошо пошёл. А как «Знатоки» появились – всё! Я потом даже соглашался сниматься просто, не читая сценария. Лишь бы что-нибудь сыграть.
Последняя серия «Знатоков» – «Мафия» – вышла в 1989 году. А спустя три года кинематограф накрыл жуткий кризис. Фильмы практически не снимались. Георгия Мартынюка спасал театр. А Леонид Каневский решил эмигрировать в Израиль. Тяжелее всех сложилась судьба у Эльзы Леждей.
– Леждей очень жалко. Она пострадала больше всех, – сокрушался Георгий Знаменский. – Её вообще перестали снимать. А она была красивая актриса и чудесная женщина. И она очень трагически умерла, в забытьи. Все о ней забыли. Она была замужем за Севой Сафоновым, и когда он умер, она просто потерялась. У неё не один год была жуткая депрессия. Я поначалу после «Знатоков» пытался звонить ей, но понял, что она не хочет говорить. А когда она умерла, у меня с утра до ночи не смолкал телефон. Журналисты просили рассказать о Леждей. А до этого о ней просто забыли.
Десять лет спустя после выхода последней серии в 201 году на Первом канале попытались возродить сериал. Режиссёром стал Владимир Хотиненко («Мусульманин», «Зеркало для героя»).
Главных героев по-прежнему играли Георгий Мартынюк и Леонид Каневский. Героиню Эльзы Леждей, которая по сюжету погибала, заменила Лидия Вележева. Ей специально придумали подходящую фамилию – Китаева.
Однако старые герои плохо прижились в новых реалиях перестроечнной действительности. Поэтому после двух серий возрождённый проект всё-таки закрыли.
Но это не помешало «Знатокам» превратиться в легенду, которой они и остаются на протяжении полувека.