H
H e
S L n s
с

Битва «Титана». Что погубило батискаф миллиардеров?

Битва «Титана». Что погубило батискаф миллиардеров?

Фото: AP/TASS

Сейчас большинство экспертов уверены – на батискафе произошёл взрыв

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

За судьбой батискафа в Атлантическом океане несколько дней следил весь мир. Пять состоятельных путешественников отправились исследовать окрестности затонувшего «Титаника», не подозревая, что сами станут частью его зловещей тайны. Уже через полтора часа экипаж батискафа перестал выходить на связь. А многодневные поиски привели лишь к тому, что всех участников путешествия объявили погибшими. Но специалисты так и не дали ответа – что же произошло?

Глубоководный горизонт

Злополучное путешествие началось 18 июня. Ничто не предвещало беды. На борту батискафа «Титан» находились пять человек, олицетворяющих уверенность и успех. Среди них – основатель компании, проводившей рейс, 61-летний Стоктон Раш. В прошлом он работал лётчиком на гражданских судах и в ВВС США. Потом трудился в частных коммерческих компаниях на руководящих должностях. А в 44 года решил заняться тем, о чём по-настоящему мечтал – исследованием подводных глубин. И построил на этом свой бизнес. Тяга к приключениям и предпринимательская хватка позволили ему найти и предложить клиентам то, чего ещё не было на рынке, – глубоководный туризм.

Сам Раш уверял, что это абсолютно безопасное занятие. «До неприличия безопасное!» – смеялся он в своём последнем интервью. Путешествие к «Титанику» Раш называл уникальным шансом, которым должен воспользоваться каждый. И даже назвал свой батискаф «Титан» в честь знаменитого погибшего корабля. Зловещего предзнаменования в этом авантюрист и прагматик Раш не увидел.

Тяги к приключениям было не занимать и другому участнику путешествия – 58-летнему британскому миллиардеру Хэмишу Хардингу. Своё состояние он сделал, работая в области информационных технологий. А в последние годы руководил собственной компанией по продаже частных самолётов.

В свободное время Хардинг предпочитал экстремальный отдых: участвовал в рискованных экспедициях, побывал на дне самой глубокой в мире Марианской впадины и слетал в космос в качестве туриста. Хардинга нередко называли адреналиновым наркоманом. Но по натуре он был скорее исследователь, чем авантюрист.

Профессиональным учёным был и ещё один пассажир «Титана» – 73-летний Поль-Анри Наржоле. 22 года он отслужил на подвод­ном флоте, а потом увлёкся загадками «Титаника». Наржоле считался одним из главных в мире экспертов по истории лайнера. За свою жизнь он 37 раз спускался к затонувшему кораблю, но именно этот стал для него роковым.

Ещё два пассажира «Титана» – одни из самых богатых людей Пакистана, 48-летний «химический король» Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман. Шахзада является вице-президентом конгломерата Engro Corporation, который занимается производством удобрений, продовольствия, химии. Давуд учился и живёт в Британии и даже лично знаком с нынешним королём Карлом III.

Отправиться в экспедицию Давуд решил из любопытства. Вместе с ним погрузиться к «Титанику» должна была его жена Кристин. Но в последний момент она уступила место сыну Сулейману, который мечтал побить мировой рекорд – юноша хотел собрать кубик Рубика на глубине 3,7 тысячи метров…

Конечно, все эти пять человек, суммарное состояние которых может составлять 10 млрд долларов, вряд ли пошли бы на риск, не убедившись в том, что он минимален.

В чём же их ошибка?

На дне

Самое простое объяснение случившегося – погружения на дно были далеко не так безопасны, как об этом рассказывал Стоктон Раш. Он был в первую очередь бизнесменом. Стоимость «турпутёвки» на батискаф составляла примерно 250 тысяч долларов с человека. И Раш как акула выискивал себе новых клиентов среди состоятельных людей.

«Он мог убедить даже того, кто знал и понимал риски… Это было действительно довольно хищно», – рассказал журналистам глава компании-производителя подводных лодок Патрик Лахи.

При этом со всех клиентов брали длинные расписки, что в случае всевозможных ЧП они не будут иметь претензий. Только на первой странице слово «смерть» упоминалось трижды.

Те, кто всё же отваживался на такое путешествие, потом высказывали сомнения в том, что «Титан» был исправен. Как рассказал один из туристов, вместо проектной глубины 4000 метров батискаф мог опускаться всего лишь на 3000 метров, дальше начинало барахлить оборудование. Но пассажиры всегда хотели опуститься поближе к «Титанику», и Раш давал капитану команду снижаться. Неоднократно это приводило к проблемам, из-за которых приходилось экстренно всплывать на поверхность.

Ещё двое туристов рассказали, что у судна пропадала связь с материнским кораблём, и они всплывали на удачу. А другой бывший пассажир вспоминал, что у батискафа отвалился кусок обшивки. Но Раш назвал это «мелочью и ерундой»

«Титан» вызвал сомнения не только у туристов, но и у профессионалов из-за своей конструкции. Носовая и кормовая части батискафа были сделаны из титана, а основной корпус – из углепластика. Это прочный, но хрупкий материал. При нагрузках он не прогибается, как сталь, а лопается, как стекло. За счёт применения углепластика удалось сделать аппарат легче на 3 – 4 тонны. Но это решение было фатальным.

Сейчас большинство экспертов уверены – на батискафе произошёл взрыв. Скорее всего, люк со смотровым окном или корпус не выдержали давления воды. В считаные мгновения толщи воды извне смяли батискаф, как банку газировки. Из-за мгновенной деформации корпуса внутри резко выросла температура, что и спровоцировало взрыв запасов кислорода и оборудования. Люди погибли мгновенно…

Все эти объяснения выглядят логично, но в них не хватает одного звена – непонятно, что же стало причиной ЧП? Почему батискаф раньше выдерживал давление, а тут вдруг взорвался? Ответов пока нет. И некоторые специалисты высказывают сомнения, что они появятся. Возможно, потому, что трагедия «Титана» имеет не рациональные, а мистические причины.

Проклятый корабль

Место гибели «Титаника» давно пользуется дурной славой у мореходов: считается, что он «забирает» людей к себе.

Этот корабль с самого начала сопровождали недобрые предзнаменования. Ещё в XIX веке в литературе появился образ затонувшего лайнера – позже эти стихи и романы назвали провидческими.

Зловещие предания сопровождали и строительство корабля. Якобы на верфи в английском Белфасте докеры часто слышали постукивание в той части судна, где у него расположено второе дно. Ходила легенда, будто бы там случайно замуровали целую бригаду рабочих.

Есть также версия, что несчастливая судьба «Титаника» связана с необычным «грузом», который он перевозил. По легенде, на судне ехал некий коллекционер, который вёз мумию египетской прорицательницы. Она была извлечена из гробницы, что, возможно, и растревожило древний дух.

Как бы ни было, «Титаник» полностью оправдал свою зловещую репутацию: при крушении лайнера погибли около 1500 человек, 712 чудом спаслись. Всё это были люди состоятельные – путешествие на таком ко­рабле мог себе позволить далеко не каждый.

И вот через 111 лет после рокового плавания «Титаника» по тому же маршруту направился батискаф с почти таким же названием и пассажирами-миллионерами. Загадочное совпадение! Как и то, что жена хозяина «Титана» является праправнучкой Исидора и Иды Штрауса, «двух самых богатых людей», которые погибли на «Титанике». Согласно архивным записям, Штраусы были пассажирами первого класса. Когда лайнер столкнулся с айсбергом, они сразу же отказались от мест в спасательной шлюпке. Штраусы прожили в браке более 40 лет и вместе встретили смерть.

Эта трогательная история попала в оскароносный фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». И тут ещё одно совпадение: буквально на днях стало известно, что актёр, сыгравший там Исидора Штрауса, Лью Палтер, умер после тяжёлой болезни в возрасте 94 лет.

Спустя более чем столетие «Титаник» продолжает собирать новые жертвы. Так что же не так с этим кораблём? Это и есть главная загадка, которую должны разгадать все исследователи мира.

Вероятно, ответить на него и пытались те, кто погиб на батискафе. А «Титаник» продолжает хранить свои тайны…

Лариса Плахина

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, куда исчезло личное богатство Николая Второго и его семьи.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::