Более половины нижегородцев нуждаются в похвале от начальства
Газета "Новое дело" №41 от 17.10.24
Подписка на газетуПорой мы не придаём значения похвале и хорошим словам – не воспринимаем их или забываем сказать другим. Но, как выяснили исследователи, это влияет на работоспособность. Оказалось, что почти половина нижегородцев нуждаются в похвале от руководства. Почему же хорошие слова так важны для сотрудников? Действительно ли они помогают в работе или всех расслабляют? И как правильно критиковать других?
Поют дифирамбы
Более 40% нижегородцев нуждаются в похвале от руководства. Такими данными поделились аналитики сервиса SuperJob после опроса нижегородцев.
Для 36% респондентов основным стимулом в работе является процесс самосовершенствования.
Критика мотивирует только 8% нижегородцев. Если говорить о конкретных сферах, то чаще всего в похвале нуждаются маркетологи и бухгалтеры. Объективная критика подстёгивает в работе только каждого седьмого менеджера по продажам и каждого десятого дизайнера.
Хотя некоторые сотрудники предпочитают похвале материальные поощрения.
«А зачем хвалить? – удивляется 40-летний юрист Дмитрий. – Есть чёткие договорённости – ты хорошо выполняешь работу, а тебе платят. А поощрять лучше деньгами».
С ним согласны многие.
«Ну какая похвала? Мы же не в детском садике, – поддерживает его 52-летняя бухгалтер Василиса. – На работу я хожу ради денег и только. Вот ими и хвалите».
Но такой подход разделяют не все.
«Ты стараешься, работаешь быстро и качественно, проявляешь инициативу, берёшь ответственность за свой участок, а не просто делаешь минимум и только и думаешь, когда рабочий день закончится, – поделилась 28-летняя менеджер Светлана. – За такие старания приятно и хорошие слова услышать».
Некоторые считают, что хвалить сотрудников – это проявление хорошего тона.
«Вы же говорите спасибо человеку, который для вас открыл дверь или уступил вам место, например, хотя и не обязан был это делать, – рассказал 36-летний экономист Виталий, – Так и на работе».
Некоторые признаются, что похвала порой может оказаться даже действеннее, чем материальное поощрение.
«Грамотный руководитель должен быть вежлив с сотрудниками и понимать, что бывают ситуации, когда придётся замотивировать сотрудника, не имея на это дополнительных средств. Если человека не замечают, но подбрасывают премии, то когда они закончатся (а рано или поздно так случится), он обязательно захочет сбежать к большей зарплате, и остановить его сможет только хорошее отношение руководителя», – считает 40-летний Игорь.
Многие сходятся во мнении, что похвала начальства – один из вернейших способов мотивировать сотрудника.
«Обратная связь очень важна, это доказывает, что твои успехи были замечены, и то, что ты делаешь, действительно важно и нужно, – поделилась 43-летняя Марина, работающая фотографом в студии. – Да и для начальника это выгодно: такому руководителю трудно отказать, если возникает необходимость помочь, а вот «сухарю» придётся туго, он будет вынужден либо платить много сверхурочных, либо слушать бесконечные «нет» на просьбы о помощи».
Даже специалисты признают, что в ситуациях, когда руководители не отмечают успехов и достижений сотрудников, у них снижается мотивация.
«Работники не видят смысла повторять те действия, которые привели к сверхрезультату, – рассказал HR-менеджер Иван Батечко. – Сотрудники размышляют выгодой. Поэтому если за их стараниями не следует приятная внешняя обратная связь, они делают логичный вывод: нет разницы, как я выполняю работу – обычно или отлично. Ведь всё равно реакция на этот результат будет одинаковая – никакая. Если ни финансовая система, ни руководитель, ни окружение не дают сотруднику сигнал (обратную связь), что он молодец, – у сотрудника нет мотива повторять действия, которые привели к сверхрезультату».
Родом из детства
Но не всех мотивирует похвала. Кого-то сподвигнуть на трудовые подвиги или достижение новых целей способна как раз критика. Человек пытается доказать, что на самом деле он способен на большее, и усиливает старания.
Как уверяют специалисты, всё зависит от склада характера.
«Есть определённый тип людей, которым так называемая нематериальная мотивация заходит лучше, чем материальная, – рассказала психолог Виктория Кузнецова. – Даже премия их не так замотивирует, как добрые слова. Это может быть связано с характером, например, деньги для него не очень ценны, а важны одобрение, признание. Может, человек только пришёл работать, и его актуальное задание – это получить признание как молодому специалисту. Или у человека переходный этап, и ему важны именно одобрение, признание, похвала. Тогда признание становится важнее, чем деньги».
По словам эксперта, похвала является лучшим мотиватором для не очень уверенных, но очень нуждающихся в признании и принятии людей. Возможно, некоторые из них испытывают недостаток человеческого тепла, общения.
Усиливать свои старания под воздействием критики и расслабляться в её отсутствие свойственно тем, кто привык к подобному обращению в детстве.
«Особенно людям, у которых детство в советские времена прошло, – поделилась психолог. – Тогда очень было распространено убеждение, что ребёнка главное не перехвалить, а лучше ругать. Тогда он не будет расслабляться и будет стараться делать всё, как надо. Хвалить же даже вредно, иначе загордится. Я предположу, что это убеждение всё же не соответствует истине».
Многие руководители сами предпочитают похвале материальную мотивацию.
«Это как правило большие организации, в которых всё чётко и системно, – рассказала Виктория Кузнецова. – Отношения больше деловые, нежели дружеские».
А есть так называемый семейный тип отношений в компании. Когда коллектив воспринимается, как одна большая семья.
«Были исследования, что в организационных культурах такого типа лучше действует нематериальная мотивация, потому что людей связывают более тесные эмоциональные отношения», – объясняет психолог.
Критикуешь – предлагай
Но в любом случае руководителю нужно уметь сохранять баланс между похвалой и критикой. Порой и первая может пойти во вред. А вторая, наоборот, принести пользу.
«В задачи начальника входит и указывать сотруднику какие-то провалы, его минусы, слабые стороны, и подмечать сильные. Хорошо, когда это делается практически одновременно, то есть, условно, в одном разговоре руководитель может делать и то, и другое», – считает эксперт.
При этом начинать разговор надо с отмечания сильных сторон, чтобы человек увидел, что его вообще-то ценят, признают, и только после этого можно переходить к указанию слабых сторон.
«Тогда, уже укрепившись в сознании собственной ценности, человек сможет воспринимать конструктивную критику, не закрываясь и не нападая в ответ, – объясняет психолог. – Конструктивная критика не должна касаться личности самого человека, она должна касаться исключительно работы, она должна быть конкретной, а не обобщённой. Не «ты всегда делаешь не то», а «в этом проекте, конкретно в этом задании, ты сделал не то, что требовалось».
При этом важно объяснить максимально подробно, почему это неправильно, и предложить другой вариант, вместе обсудить, как не допустить таких недочётов в следующий раз. Начальник может поделиться своим опытом, может рассказать, как он справлялся с похожими задачами.
В любом случае, отмечает специалист, люди любят, когда их замечают и ценят. Им важно знать, что то, что они делают, важно. Умение дать сотрудникам это ощущение – залог крепкого коллектива и спокойствия самого начальника на много лет.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что нижегородские студенты поделились опытом своих подработок.