Борьба с угрозами: советы родителям от эксперта по детской безопасности
Современный мир полнится угрозами: физическими, психологическими и информационными. В особенности им подвержены самые незащищенные из нас – дети. Руководитель школы безопасности «СтопУгроза», психолог и педагог Александра Матвейкина рассказала корреспонденту Pravda-nn.ru, какие ошибки в попытках обезопасить своего ребенка совершают родители и как нужно правильно действовать в различных ситуациях.
«С моим ребенком ничего не случится»
Родители нередко избегают неудобных тем в разговорах с детьми. Они считают, что не напугать ребенка лишний раз важнее, чем рассказать ему про возможные угрозы. По мнению руководителя школы безопасности «СтопУгроза», такая модель поведения – заблуждение и с ним необходимо бороться.
«Многие родители уверены, что с его ребенком ничего не случится. Они предпочитают не пугать детей и ничего им не рассказывать. Мы же всегда говорим о том, что нужно работать на профилактику. Чем раньше начинать говорить с детьми о безопасности, тем больше будет эффективности», — отмечает Александра Матвейкина.
Однако замалчивание – не единственная ошибка родителей. Многие из них излишне беспокоятся за своего ребенка и действуют разрушительными методами. Подобное поведение зачастую возникает после резонансных событий, связанных с детьми. Родитель пугается и начинает беспорядочно вводить запреты. Главное в таких случаях – сохранять спокойствие и воспитывать в ребенке безопасное поведение разными способами.
«Родители часто начинают учить детей безопасности после какого-то резонансного случая, — говорит эксперт. — Что-то произошло, родитель посмотрел кучу каких-то видео, прочитал материалы в медиа и решил обсудить этот вопрос с ребенком. В такие моменты взрослый будет транслировать лишь страх и тревогу и, скорее всего, пойдет через запреты и наставления. Ребенок, видя негативные эмоции, не захочет в дальнейшем прийти к родителям с проблемой, чтобы они не переживали. Поэтому важно сделать обучение безопасному поведению систематической родительской работой на профилактику, а не говорить в моменте».
Благодарность ребенку за доверие
Ошибки совершают все, но как научиться действовать правильно? В первую очередь, нужно обратить внимание на возраст ребенка. Детям разговоры о безопасности могут быть скучны, поэтому заводить их стоит через игру. С подростками же эта тема должна вестись на равных.
«Мы рекомендуем начинать прививать навыки безопасного поведения ребенку с 3 – 4 лет, — делится опытом руководитель школы безопасности «СтопУгроза». – И это должно быть интересным. Нужно подключать игры, книги, разборы ситуаций через персонажей. С подростком же надо разговаривать о безопасности на равных. Для этого должны быть выстроены доверительные отношения, чтобы ребенок был готов слушать своего родителя, делиться с ним проблемами. В обратном случае подросток может и не прийти ко взрослому или же, наоборот, действовать тому назло».
«Если ребенок рассказывает вам про какую-то вещь, которая кажется ужасной, неприятной или непристойной, то в любом случае, в первую очередь, нужно сказать: «Спасибо, что ты поделился этим со мной», — подчеркнула Александра Матвейкина. — Если же у родителя будет идти пар из ушей, то ребенок впоследствии и не захочет делиться подробностями происшествия. Не стоит говорить: «Я так и знала, что так будет». Родитель должен спокойно узнать все нюансы и пообещать помочь. Детям важно услышать, что кто-то на их стороне».
Кибербезопасность и половое воспитание
В эпоху информации родителей все чаще волнует тема безопасности ребенка в интернете. Многие считают, что всеобъемлющая сеть развращает детей и является непосредственной угрозой. Из-за этого вводятся различные запреты на пользование интернетом. Однако руководитель школы безопасности «СтопУгроза» считает, что к этому вопросу нужно подходить с осторожностью и заранее обсуждать с ребенком ограничения.
«Программы, которые разработаны для контроля за ребенком – хороший инструмент для того, чтобы ограничить ребенка от того контента, какой ему еще не по возрасту. Но мы всегда говорим о том, что с ребенком нужно договариваться об этом изначально. Если вы сначала разрешаете ему пользоваться телефоном повсеместно, а потом начинаются ограничения, то это будет воспринято в штыки. На самом первом этапе всегда проще договориться, чем потом вводить какие-то ограничения. Также надо быть с ребенком на одной волне: интересоваться тем, что он смотрит, слушает. Это необходимо для того, чтобы в случае чего подсказать, направить ребенка», — заметила Александра Матвейкина.
Многие родители также предпочитают не затрагивать со своими детьми вопросы полового воспитания. Но, если в семье эта тема табуирована, то ребенок пойдет искать информацию в интернете. И взрослым может не понравиться, что их дети там могут найти. Поэтому важно быть открытыми и разговаривать со своим ребенком на тему полового воспитания простым медицинским языком.
«Эту тему мы рекомендуем брать с детьми, начиная с 3 – 4 лет, — отметила руководитель школы безопасности «СтопУгроза». — Именно в это время закладываются понятия личных границ, правил нижнего белья, хороших и плохих прикосновений. С помощью книжек, игр и моделирования каких-то ситуаций с игрушками можно объяснить базовые явления. Когда ребенок растет, мы приходим к тому, что правильно называем половые органы, не стесняемся открыто рассказывать, как меняются мальчики и девочки и как появляются дети на свет. Лучше делать это медицинским языком. Сейчас в помощь есть много хорошей литературы для разных полов и возрастов».
Нельзя откладывать безопасность на потом
Александра Матвейкина уверена, что вопросы безопасности не терпят отлагательств. Их нельзя отложить на потом, ведь некоторые моменты невозможно повернуть вспять.
«Главный момент, который хотелось бы подсветить, что не надо откладывать безопасность на потом. Лучшая защита – это профилактика. Мы должны внедрять в систему своего воспитания вопросы безопасного поведения. Нужно научиться разговаривать о разном: зависимости, половом воспитании, ситуации грабежа, домогательств, собак на улице и другом. Периодически прорабатывать с ребенком эти вопросы, закреплять их лучше, чем потом бороться с последствиями. Некоторые моменты невозвратимы. Очень важно, чтобы ребенок обладал информацией и навыками безопасного поведения, умел действовать в экстренной ситуации и не боялся».