Что делать, если вас обманули в агентстве при поиске жилья для аренды
Ни для кого не секрет, что при сделках с недвижимостью можно столкнуться с мошенниками. Редакция сайта pravda-nn.ru разобралась, как не стать жертвой сомнительных агентств при аренде квартиры.
Многие стараются найти квартиру от собственника на сайте объявлений, чтобы сэкономить на комиссионных. Однако на связь с клиентами чаще всего выходят агенты. И далеко не все из них оказываются добросовестными.
В неприятную ситуацию недавно попала читательница сайта pravda-nn.ru Ирина. Девушка рассказала, что знала о распространенных мошеннических сферах и все равно связалась с сомнительным агентством «по предоставлению информационных услуг» о недвижимости. В итоге Ирина потеряла 8 тысяч рублей и кучу нервов.
После пострадавшая внимательно перечитала договор, направила претензию в агентство и смогла вернуть часть денег.
Вне закона
В нижегородском Роспотребнадзоре редакции сайта pravda-nn.ru рассказали, на что стоит обратить особое внимание при заключении договора с агентством по поиску недвижимости.
«Возможно, гражданин желает получить квартиру на определенном этаже, в определенном районе города — это обязательно должно быть отражено в договоре. В противном случае, любое жилое помещение, которое предложит риэлтор своему клиенту, может считаться надлежащим исполнением договора на оказание риэлторских услуг. А потребитель будет обязан принять все исполненное по договору риэлтором и оплатить его услуги», — подчеркнула замначальника отдела защиты прав потребителей Эльмира Горюнова.
Специалист добавила, что в договор клиент может попросить внести правки, поскольку типовой документ никем не учрежден. Условия определяются по усмотрению обеих сторон. Кстати, суд признает недействительным условия контракта, ущемляющие права потребителя по сравнению с тем, как они изложены в законах и правовых актах в области защиты прав потребителей. Поэтому даже если вы вовремя не заметите нежелательные строчки, в последствии правоохранители встанут на вашу сторону.
Пункт в договоре из серии «исполнитель не дает гарантии достижения положительного результата в процессе оказания услуг» также считается ущемлением прав. На законных основаниях исполнитель не может снять с себя ответственность за предоставляемые услуги. Они должны быть выполнены качественно и в срок.
«Несмотря на то, что в договоре они указывают «информационные услуги», все равно результат работы должен быть. Просто поступают обращения, когда те адреса, которые давали потребителю, не действовали, были не актуальны», — прокомментировали в Роспотребнадзоре.
Поводом для написания претензии о некачественной услуге могут быть не только фальшивые адреса и номера телефонов, но и подборка квартир, несоответствующих прописанным к ним требованиям по месторасположению, ремонту и цене. Кстати, именно благодаря последнему пункту о несоответствии предложенной и реальной стоимостей квартир наша читательница смогла вернуть средства в досудебном порядке. Этот пункт сложно оспорить даже при наличии опытного юриста.
Однозначно в момент подписания договора Ирину должны были насторожить и слова «не сообщайте собственникам квартир, откуда взяли их номера и адреса, сошлитесь на интернет». Получается, база собирается из свободных источников — с сайтов, на которых человек мог найти объявления самостоятельно, не прибегая к посредникам. А некоторые агентства даже специально создают дубликаты таких объявлений, чтобы навязать свои услуги.
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, не пытается ли агент навязать к договору об услуге дополнительные предложения. Например, бланк договора найма жилого помещения, который можно скачать из интернета, но при заключении сделки вдруг почему-то «приобретается на платной основе и возврату не подлежит».
«Не допускается обуславливать приобретение одних товаров или услуг другими. Теоретически в этом случае у потребителя должно быть право отказаться от них. Но в момент подписания договора человек фактически не может влиять на условия. Чаще всего организации в этом отказывают, — рассказала замначальника отдела защиты прав потребителей Эльмира Горюнова. — Остается только отказаться от сделки или сделать приписку, что условия договора ущемляют его права и влиять на них у него не было возможности».
Эта приписка будет иметь значение при судебном разбирательстве. Ведь потребитель — экономически слабая сторона.
Восстановить права
Если договор с риелтором или агентством был заключен, а человек в итоге остался и без денег, и без квартиры — это повод обратиться за помощью в соответствующие инстанции. Но полиция — далеко не первое звено в данной цепочке.
В первую очередь придется написать претензию к исполнителю. Нужный образец для заполнения можно найти на сайте Роспотребнадзора, добавив туда данные потребителя, организации и договора. Затем бумажный и электронный варианты претензии направляются недобросовестной организации. При этом важно получить подтверждение о получении. По закону, на ответ отводится до 10 рабочих дней. После этого обманщики либо решат вернуть деньги в досудебном порядке, либо ответят бумагой с отказом.
С уже полученным официальным ответом на претензию можно смело идти в Роспотребнадзор. Он даст заключение о нарушении прав потребителя и при необходимости поможет отсудить деньги.
Кстати, в договорах иногда фигурирует еще одно ущемляющее условие: «при возникновении разногласий спор подлежит рассмотрению в судебном порядке по месту нахождения ответчика» (исполнителя услуг). По закону право выбора, где судиться, лежит на потребителе: по месту своей регистрации, по месту жительства, по месту заключения договора или по месту нахождения ответчика.
Восстановить свои права не сможет клиент, который пропустил в договоре такую строчку о подписании акта выполненных работ: «Если в течение 3 дней потребитель отказывается от его подписания, то он считается автоматически подписанным в определенный срок». Нельзя допускать автоматического подписания. Ведь иногда недостатки работы обнаруживаются позднее, чем через 3 дня в процессе пользования услуги.
Что касается заявления в полицию, его написать тоже стоит. Только моментального эффекта не ждите: мошенничество доказать очень сложно. Чтобы дать делу ход, нужно писать массовое заявление вместе с другими потерпевшими. Но если справедливости добиться хочется — просигнализируйте правоохранителям о случившемся. Так вы поможете и себе, и другим людям.
Рот на замок!
«Когда я получила обратно часть денег и подписала бумагу о том, что больше претензий к организации не имею, меня предупредили об уголовной ответственности за негативные комментарии в интернете. Интересно, насколько это законно? Изначально никаких отзывов писать не собиралась, но после таких высказываний… Почему нельзя предупредить людей, если меня действительно обманули?» — написала читательница.
Как пояснил практикующий юрист Никиту Бикеев, в Уголовном кодексе есть статья о клевете. Вероятно, ее и имела в виду организация. Ведь за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство, подрывающих репутацию, предусмотрен штраф. А публичная клевета может обернуться и сроком. Чтобы себя обезопасить, пострадавшей стоит все-таки довести дело до суда.
«Я считаю, что по уголовному кодексу клиентку за клевету не привлекут. Потому что сведения не ложные. Ее на самом деле обманули. То, что часть денег вернули, говорит о том, претензия была расценена агентством как обоснованная, — прокомментировал Никита Бикеев. — Но лучше, если Роспотребнадзор даст письменное заключение о том, что здесь имело место нарушение прав потребителей. И на всякий случай стоит обратиться в суд. Даже если остатки денег не вернут, будет судебное решение. После этого она какие угодно отзывы может писать. Это уже точно не будет клеветой – сведения заведомо правдивые».
По словам юриста, с судебным решением на руках можно спокойно размещать информацию об этой схеме мошенничества и со всеми наименованиями. В России правосудие открытое, поэтому по большинству дел судебные акты можно найти в открытом доступе на сайтах судов общей юрисдикции. Но без данного решения или хотя бы заключения Роспотребнадзора минимальный риск о привлечении к ответственности все-таки есть. Поэтому саму организацию публично пока лучше не называть.
В Роспотребнадзоре добавили, что даже после подписания договора об отсутствии претензий человек все равно может обратиться в правоохранительные и судебные органы — никто не может ограничить его в восстановлении нарушенных прав. Можно объяснить, что деньги не возвращали до тех пор, пока документ не был подписан. Или что претензии возникли уже после этого.
Напомним, что 20 нижегородцев пожаловались в региональный Роспотребнадзор на недобросовестных риелторов.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, как понять, что аренда квартиры завышена.