H
H e
S L n s
с
Время скоростей

Что писала «Нижегородская правда» о достижениях горожан 50‑х годов ХХ века

Что писала «Нижегородская правда» о достижениях горожан 50‑х годов ХХ века

Фото: из книги «Нижегородская фотография. 1917–1970»

В 1950-е годы в области проходили большие события

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Продолжается наше путешествие во времени в честь 105‑летия «Нижегородской правды». За окном – 1950‑е годы. Время больших надежд и свершений. Одним из самых ярких событий десятилетия в мировом масштабе стал запуск советского спутника в космос 4 октября 1957 года. В Горьковской области, между тем, тоже происходят большие события.

Начали реставрацию кремля

К концу 1940‑х годов Нижегородский кремль оказался в аварийном состоянии. Местами он был просто в руинах. Советское правительство решило древний памятник восстанавливать.

12 мая 1951 года «Горьковская коммуна» сообщила, что «начались работы по реставрации кремлёвской стены», «возле Пороховой башни ведётся кирпичная кладка, восстанавливаются древние зубцы», на всём протяжении до Георгиевской башни «зубцы приобретут тот вид, какой они имели в начале XVII века».

Первой башней, за которую взялись реставраторы, стала Ивановская. В 1946 году там рухнули своды помещений. Газета рассказывала, что их, а также выездные арки предстоит восстановить, и уже «в сентябре ворота башни будут открыты для пешеходного движения».

Кроме того, продолжала газета, намечен фронт работ по Дмитровской башне, а вообще строители трудятся не покладая рук – апрельское задание они выполнили на 180% и относятся к своей работе с большой любовью.

Восстановлением кремля руководил архитектор-реставратор Святослав Агафонов. Первый этап завершился в 1956 году. В целом же работы продолжались более двух десятилетий.

Реставрация кремля велась в три этапа до начала 1970-х годов
Реставрация кремля велась в три этапа до начала 1970‑х годов
Фото: из книги «Нижегородская фотография. 1917 – 1970»

Стартовала «Ракета»

17 октября 1956 года «Горьковская правда» рассказала о выступлении в политехническом институте бывшего воспитанника кораблестроительного факультета, инженера-конструктора завода «Красное Сормово» Ростислава Алексеева. Собралось свыше 200 студентов, преподавателей. Выступление было посвящено перспективам развития судов с подводными крыльями. Газета сообщила, что проблемой повышения скоростей на водном транспорте Алексеев заинтересовался ещё студентом в 1937 году, и вот «опытное судно, построенное на заводе по проекту докладчика, успешно прошло испытания», «в скором времени будет окончена постройка теплохода для скоростных пассажирских рейсов».

26 июля 1957 года, то есть ровно 65 лет назад, первое судно на подводных крыльях отправилось в испытательный рейс из Горького в Москву. На борту были сам Ростислав Алексеев, работники завода, принимавшие участие в создании «крылатого корабля». Журналист «Горьковской правды» Марк Урес, освещавший испытание, рассказывал, что судно «сразу рванулось вперёд и, оставляя пенистый след, стремительно понеслось по реке».

Интересно получилось с названием. Газета сообщила, что, «видимо, не обошлось без борьбы мнений»: когда судно на подводных крыльях спускали на воду, на его корпусе было написано «Метеор», перечёркнуто, рядом значилось «ТУ‑104». В итоге, писала газета, корабль получил официальное название «Ракета».

По воде «Ракета» буквально летела
По воде «Ракета» буквально летела
Фото: из книги «Нижегородская фотография. 1917 – 1970»

Отправившись от пристани в Горьком в 4 часа утра, в 17.45 «Ракета» вошла в первый шлюз канала имени Москвы. «Поезда и те уступают по скорости крылатому теплоходу», – написала «Горьковская правда».

Специальная комиссия в итоге дала «высокую оценку родившейся машине», и воскресным утром 25 августа того же 1957 года судно на подводных крыльях под аплодисменты многочисленных провожающих отправилось из Горького в Казань. Пассажиры – в удобных креслах, «работает буфет, из репродуктора льётся весёлая музыка». Потрясающий факт: в первый пассажирский рейс «Ракету» повёл Михаил Девятаев, в недавнем прошлом лётчик, человек-легенда. В феврале 1945‑го он, попав в немецкий лагерь, вместе с другими пленниками совершил невероятный побег, угнав вражеский бомбардировщик. «Горьковская правда» написала, что буквально за несколько дней до первого рейса «Ракеты» Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В рубке Михаил Петрович с улыбкой сказал: «Снова управляю крыльями».

В Васильсурске, Козьмодемьянске – на каждой остановке «тысячи людей приветствовали крылатый корабль». Не обошлось без приключения: на обратном пути Ростиславу Алексееву показалось, что плывшим в воде бревном повредило лопасть винта. Он решил на ходу это проверить, «и вот группа товарищей держит конструктора за ноги и спускает к бушующему буруну». Затем на остановке в Чебоксарах предложили услуги водолазов, но Алексеев сам нырнул с борта в воду. К слову, он, как отмечала газета, был «не только знаменитым конструктором, но и отличным спортсменом, мастером спорта СССР по парусу».

«Тысячи людей с тревогой смотрели, как он по нескольку минут задерживался под водой», – рассказывала газета. Повреждений в итоге не оказалось.

Начался серийный выпуск «Ракет», а в 1959 году по проекту Ростислава Алексеева построили «Метеор».

«Чайку» называли самой красивой машиной Советского Союза
«Чайку» называли самой красивой машиной Советского Союза
Фото: из книги «Нижегородская фотография. 1917 – 1970»

Выпустили «Чайку»

В октябре 1956 года на ГАЗе начали выпускать один из самых знаменитых советских автомобилей – «Волга» ГАЗ‑21 с фигуркой оленя на капоте, а через два года с небольшим с конвейера сошла шикарная «Чайка». Для неё разработали новый восьмицилиндровый двигатель. Его сделали на только что построенном Заволжском моторном заводе. 18 января 1959 года «Горьковская правда» рассказала о выпуске первой опытной партии «Чаек». Сообщалось, что комфортабельный семиместный автомобиль способен развивать скорость 160 километров в час. Автоматическое переключение скоростей, смонтированное внутри дверей кнопочное управление открывания и закрывания боковых стёкол дверей, возможность набирать с места любую скорость – «Чайка» стала настоящим чудом техники.

«В 1959 году на Горьковском автозаводе будет организовано серийное производство этих автомобилей», – рассказала газета. Автозаводцы, как сообщалось, при этом заверили, что не пожалеют своих сил, чтобы «Чайка» по ходовым и эксплуатационным качествам не уступала лучшим заграничным машинам своего класса.

На «Чайках» ездили лидеры государств, министры. После списания машины нередко передавали во Дворцы бракосочетаний для свадебных торжеств.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::