«МакДак» или «Матрешка»? Какое будущее у отечественного «Макдональдса»
Газета "Новое дело" №20 от 26.05.2022
Подписка на газетуНа днях появилась информация, что «Макдональдс», неделю назад объявивший о своём уходе с российского рынка, может возобновить работу. Коснётся ли это нижегородцев, какое будущее прогнозируют «Макдональдсу» в России и почему некоторым ресторанам быстрого питания так сложно покинуть российский рынок?
Ни уйти ни уехать
Компания «Макдональдс», заявившая, что уходит из России из-за спецоперации на Украине, обещала оказать поддержку ресторанам на территории страны – это около 850 кафе. Из них 21 – в Нижегородской области.
Но несмотря на то что компания списала запасы продуктов на $100 млн из-за того, что половину весны рестораны по всей стране были закрыты, массовых увольнений до сих пор не было. И, судя по всему, не предвидится.
«По предоставленной информации ООО «Макдональдс», работники находятся в простое с 15.03.2022 по 14.06.2022 с оплатой 100% среднего заработка», – сообщили в нижегородской инспекции труда.
Именно июнь называют и многие эксперты, говоря о возможном возобновлении работы популярной сети.
С тем, что сеть ресторанов вернётся к жителям, согласен и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
«Он никуда и не уходит, – поделился своим мнением специалист. – Просто не будет вывески и фирменных названий. Всё остальное будет работать – поставщики, сотрудники, топ-менеджеры. Будет просто какое-то другое название, но не у всех».
Дело в том, что часть продуктовых точек находятся во франшизе и у них невозможно отозвать бренд без подходящей причины.
«Просто так забрать у них бизнес нельзя, – объяснил Игорь Бухаров. – Они ничего не нарушали, заплатили взнос и роялти, выполняют свою работу. И как отозвать? Либо компания должна заплатить деньги, либо компенсировать убытки. Или, по сути, вернуть деньги и компенсировать убытки.
Именно это обстоятельство позволило другим известным сетям фастфуда – «Бургер Кинг» и «КФС» – продолжить работу в России, несмотря на заявление об уходе из нашей страны».
Компания Yum! Brands, владеющая «КФС», прекратила инвестиции и деятельность по развитию ресторанов. Им удалось приостановить работу 70 точек «КФС», однако закрыться полностью они не могут – другие кафе находятся во франшизе и могут продолжать работу. К тому же у компании есть и другие партнёры, которые выступают против ухода.
Обязательствами перед партнёрами объяснило невозможность покинуть российский рынок и руководство «Бургер Кинг». Компания вышла на российский рынок, организовав совместное предприятие с Александром Колобовым, владельцем «Шоколадницы», Investment Capital Ukraine и «ВТБ Капиталом». Ни у одного из этих партнёров нет контрольного пакета акций, а самому собственнику «Бургер Кинг» – компании RBI – принадлежит лишь 15%. Из-за этого у него нет возможности самостоятельно закрыть предприятия.
Компания отказалась от инвестиций, открытия новых кафе, и в данный момент RBI пытаются продать свою долю. Они предложили партнёрам прекратить работу ресторанов в России, но те отказались терять такой бизнес.
На новый лад
Что же касается «Макдональдса», то 19 мая они объявили, что продают российский бизнес своему партнёру-франчайзи Александру Говору. Он управляет 25 ресторанами сети – в Новосибирске, Бердске, Томске, Кемерово, Новокузнецке, Барнауле и Красноярске.
По условиям этой сделки, Говор выкупает все рестораны сети в России и развивает их под новым брендом. Работникам гарантируется сохранение мест как минимум на два года. Новый владелец также принял обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами.
Будущее нового преемника «Макдональдса» в России пока ещё остаётся туманным – неизвестно, каким он будет. С одной стороны, вроде как остаются все работники, которые знают, как готовить еду, и более того – остаётся меню и рецептура. К тому же остаются поставщики продуктов и аренда помещения.
С другой стороны, многие детали придётся менять, начиная с названия. Минпромторг в своём Telegram-канале запустил конкурс на новое название McDonald’s в России. «Самые креативные и интересные» обещали передать новому владельцу. Появилось множество новых вариантов, от «МакДак» до «Матрёшка». Первый вариант оказался самым популярным, но этот товарный знак McDonald’s успел зарегистрировать в России ещё в 2021 году, и его использовать нельзя. Новым названием было выбрано «Mc», но от фирменной «М» пришлось отказаться. Буква «М» является частью бренда, который как раз и уезжает.
Стороны планируют закрыть сделку в ближайшее время. Соглашение должно ещё получить одобрение регулирующих органов РФ.
Ранее сайт pravda-nn.ru рассказывал, какие названия нижегородцы предлагают для сети McDonald’s после ребрендинга.