Дали ходу: нижегородские судостроители наращивают производство
Газета "Деловая Газета НП" №66 от 06.09.2021
Подписка на газетуСуда, построенные нижегородскими кораблестроителями, один за другим спускаются на воду. Крупнейшие предприятия отрасли загружены заказами до конца следующего года. С чем связан этот период рассвета нижегородского судостроения и какие перспективы ждут наши предприятия дальше?
Дорогого стоит
В Навашине праздник. Под музыку и аплодисменты бутылка шампанского по традиции разбивается о борт нового судна. Оно было названо в честь Героя Социалистического Труда, капитана теплохода Камчатского пароходства Анатолия Чернеева. И это не случайно. Грузопассажирское судно будет обеспечивать сообщение Командорских островов и Северо-Курильска с Петропавловском-Камчатским.
– На заводе была проведена большая работа. Причастность одного региона к жизни другого, к жизни людей, живущих за тысячи километров, – это дорогого стоит. Судно, построенное нижегородскими корабелами, будет связывать города и посёлки, для которых водный транспорт – единственно доступный. Это повод для гордости и в то же время, учитывая социальную значимость, огромная ответственность для судостроителей, – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян.
Министр транспорта и автомобильных дорог Камчатского края Владимир Каюмов рассказал, что необходимость в строительстве судна возникла более 10 лет назад.
– Цель судна – обеспечить всем необходимым жителей отдалённых районов Камчатского края, где нет альтернативного транспорта для завоза грузов и перевозки пассажиров, – отметил Владимир Каюмов.
Он подчеркнул, что «Окская судоверфь» качественно и в срок выполняет свои обязательства, по ходу строительства судна практически не было замечаний.
– Мы гордимся той работой, которую провели, и уверены, что судно будет служить долгие годы верой и правдой на всех маршрутах, на которые его направят, – отметил в свою очередь генеральный директор предприятия Владимир Куликов.
На заказ
Уже на следующий день в Нижегородской области спустили на воду третье судно «Валдай 45Р», построенное АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» для Чувашской Республики.
– Мы закончили работу над заказом для Чувашии на три судна «Валдай 45Р», они будут применяться в республике для пассажирских перевозок, – рассказал генеральный директор АО «ЦКБ по СПК
им. Р. Е. Алексеева» Сергей Итальянцев. – Кроме того, наши суда на подводных крыльях уже используются в нескольких других регионах России. Два «Валдая» осуществляют регулярные рейсы в Якутии на реке Лене, ещё два «Валдая» эксплуатируются в Ханты-Мансийском автономном округе. Радует, что четыре судна остались в Нижегородской области. Сейчас мы строим ещё один «Метеор» и три «Валдая».
Новому «Валдаю» дали имя заслуженного мастера спорта СССР по парашютному спорту Майи Костиной. Она же стала его крёстной матерью.
Всего в Нижегородской области действует около 20 предприятий, занятых в судостроении. Это как конструкторские бюро, так и судоверфи, судоремонтные предприятия.
Работа нижегородских корабелов востребована на рынке – крупнейшие предприятия отрасли загружены заказами до конца 2022 года. В регионе выпускаются теплоходы, танкеры, сухогрузы, причалы и дебаркадеры, дноуглубительные, краболовные, гидрографические суда, суда на подводных крыльях и воздушной подушке, катера, причальное оборудование и так далее.
Такая загруженность объясняется не только качеством работ, но и высокой производительностью наших предприятий.
Рабочий настрой
Нижегородские судостроительные компании являются активными участниками нацпроекта «Производительность труда». Благодаря внедрению на производствах бережливых технологий им удалось существенно ускорить выпуск и повысить качество судов.
– В судостроительной отрасли серьёзная конкуренция. Чтобы получать крупные заказы, компаниям необходимо выпускать продукцию быстрее, качественнее и дешевле. Такие возможности дают инструменты бережливого производства, которые внедряются в рамках национального проекта «Производительность труда». Неслучайно наши основные судостроительные предприятия уже стали участниками этого нацпроекта и добиваются значительных результатов, – рассказал министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.
В частности, ЦКБ по СПК имени Алексеева благодаря совместной работе с экспертами Регионального центра компетенций (РЦК) сумело увеличить производство судов «Валдай 45Р» на треть. Время производства каждого судна сократилось на 28 дней. Теперь их ежегодный выпуск вырос с четырёх до шести.
– Например, в результате аудита в ЦКБ по СПК были выявлены потери на разных направлениях, начиная с планирования рабочего процесса и заканчивая логистикой. В частности, у предприятия не было возможности выполнять весь объём работы по резке металла на своей производственной площадке, и приходилось обращаться к сторонним подрядчикам. Это приводило к росту себестоимости продукции и риску срыва сроков поставки деталей. Мы рассмотрели различные варианты решения этой проблемы и пришли к выводу, что закупка сравнительно недорогого оборудования приведёт к сокращению процесса на три дня. К тому же предприятие как участник нацпроекта получило компенсацию половины затрат стоимости станков из регионального бюджета, – рассказал руководитель РЦК Роман Рензин.
Нацпроект позволил заводу «Красное Сормово» расширить возможности по строительству сухогрузов проекта RSD59 почти вдвое, с семи до 12 судов в год. А «Окская судоверфь» вошла в перечень 35 предприятий России, которые получают годовую поддержку Федерального центра компетенций по внедрению бережливых технологий в рамках нацпроекта. Благодаря этой работе планируется повысить на 20% скорость производства сухогрузов.
А это значит, что нижегородские судостроители не только сохранят набранный темп, но и откроют новые перспективы для своей работы и экономики региона.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"