Дело Пуаро: кто был прототипом легендарного детектива
Газета "Новое дело" №48 от 03.12.2020
Подписка на газетуБелый накрахмаленный воротничок, неизменные костюм-тройка, пенсне и, конечно же, чёрные усы идеальной формы – любой ценитель детективов сразу же узнает в этом образе знаменитого сыщика Эркюля Пуаро. В этом году исполняется ровно 100 лет с выхода первой книги про импозантного бельгийца. Но несмотря на солидный возраст, его по-прежнему знают и любят во всём мире. Неоднозначно к нему относился, пожалуй, только один человек – его создательница Агата Кристи…
Странный иностранный
Детективные романы Кристи начала писать в конце 1910‑х, когда ей было под 30. По нынешним меркам, возраст ещё очень молодой, но за плечами Агаты уже был серьёзный жизненный опыт. Она служила санитаркой во время Первой мировой войны, ухаживала за ранеными, вышла замуж за военнослужащего Арчибальда Кристи и после войны поселилась с ним Лондоне.
В 1919 году родилась их единственная дочь Розалинда. А ещё спустя год вышел в свет первый детективный роман Агаты Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе».
Сама писательница тогда работала в аптеке. Возможно, этот антураж с многочисленными склянками и ядовитыми веществами и вдохновил её на сочинение детективных историй. В рецензиях сразу отметили, что в сфере отравлений «мисс Кристи своё дело знает».
А ещё публику зацепил необычный главный герой – педантичный пожилой бельгиец с невероятно проницательным и въедливым умом.
Сама Агата Кристи писала в «Автобиографии», что, придумывая Пуаро, перебрала в уме всех знаменитых сыщиков от Шерлока Холмса до Арсена Люпена. Но ей хотелось создать совершенно оригинального персонажа. Журналист? Студент? Учёный? И тут писательницу осенило – он должен быть иностранцем!
Тем более что рядом с Кристи располагалась целая колония бельгийских беженцев, покинувших оккупированную немцами страну во время Первой мировой войны. Англия в ту пору радушно принимала эмигрантов, создавая им лучшие условия для комфорта в чужой стране. Но позже это доброжелательное отношение сменилось на настороженное: англичанам показалось, что бельгийцы недостаточно благодарны за их великодушие. Отсюда и отношение к Пуаро, сквозящее во всех книгах, – от любопытства до откровенных насмешек окружающих.
Отразились в книге и другие реалии времён Первой мировой. Так, друг и помощник Пуаро капитан Артур Гастингс был раненным на войне офицером. А в семействе жертвы первого преступления Эмили Инглторп все так или иначе пытаются служить стране в непростое время: кто-то устраивает благотворительные обеды, кто-то служит в Красном кресте, кто-то обучает добровольцев.
При этом до недавних пор считалось, что все персонажи – плод воображения Агаты Кристи. Однако в 2014 году появилась версия, что кое у кого из героев всё-таки есть реальный прототип. И этим кем-то оказался сам Эркюль Пуаро!
Агата и жандарм
Шесть лет назад британский исследователь Майкл Клэпп, восстанавливая свою родословную, наткнулся на коллекцию любопытных документов. Его бабушка активно помогала беженцам из Бельгии и организовала благотворительный концерт. Оказалось, что в нём принимала участие 24-летняя Агата Кристи, которая играла на фортепиано.
Возможно, именно там она познакомилась с бельгийским эмигрантом Жаком-Жозефом Амуаром. Как удалось выяснить Клэппу, во время войны он вместе с сыном бежал в Англию.
Вероятно, там и произошла его встреча с Агатой Кристи в 1915 году. Сын Амуара умер от испанки в возрасте 18 лет. А сам отставной полицейский после войны вернулся в Бельгию к жене и дочери, которых там оставил. Майкл Клэпп сделал запрос и узнал, что на родине Амуар дожил до глубокой старости и умер в 1944 году в возрасте 86 лет.
Исследователи ухватились за эту версию и продолжают изучать историю жандарма-эмигранта, разыскивают его родственников и выясняют новые факты биографии. Ведь это многое объяснило бы и в истории Пуаро.
В книгах Агаты Кристи не изложена биография сыщика, но её можно восстановить по обрывочным фразам из разных романов. Так, судя по всему, Пуаро был полицейским и борцом в рядах Сопротивления. Его чуть было не поймали немцы, однако Эркюля спас некий французский генерал. Позже сыщик встретился с ним в самом начале знаменитого романа «Убийство в Восточном экспрессе» и напомнил, что он в долгу перед генералом за своё чудесное спасение. В Англию Пуаро, судя по всему, приехал в 1916 году. Но спокойная жизнь оказалась не для него, и он вновь берётся за расследование преступлений.
Какие из этих фактов имеют отношение к биографии Жака-Жозефа Амуара, а какие являются плодом воображения Агаты Кристи – сейчас и пытаются установить литературоведы. Однако все остальные детали образа точно принадлежат ей.
«Педантичный и очень аккуратный, – подумала я во время уборки своей комнаты, заваленной разными разностями. – Аккуратный маленький человечек, постоянно наводящий порядок, он кладёт всё на место, предпочитает квадратные предметы круглым, – вспоминала Агата Кристи в своей «Автобиографии». – И очень умный – у него есть маленькие серые клеточки в голове – хорошее выражение, я обязательно должна использовать его – да, маленькие серые клеточки».
А вот имя своему маленькому герою писательница придумала на контрасте. Эркюль – французский вариант имени Геркулес. Ей казалось очень забавным, что невысокий пузатый сыщик будет зваться так же, как герой из мифов, сын самого Зевса и обладатель неимоверной физической силы. Фамилия у детектива Пуаро (Poirot) тоже не лишена ироничного подтекста – на французском, который Кристи знала с детства, это созвучно слову poireau, «лук-порей».
Впрочем, все находки этого гениального образа публика оценила не сразу.
Герой её романа
Роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» взяли в печать только в седьмом по счёту издательстве. Кристи получила скромный гонорар в 25 фунтов, однако не опустила руки. В свет один за другим вышли ещё три романа. Публика, наконец, раскусила странноватого, но обаятельного героя, а его создательница превратилась в преуспевающую писательницу.
Агата Кристи с увлечением добавляла всё новые штрихи в образ Пуаро, сделав его родоначальником собственного стиля. Усы, служившие предметом его гордости, яйцевидная голова с черными волосами, которые со временем он начинает красить, часы на двойной цепочке и трость в виде лебедя… Кажется, Пуаро был большим консерватором, чем все англичане вместе взятые. Даже путешествуя по Африке и Египту, он всегда появляется на людях в пиджаке, жилетке и брюках в полоску.
Однажды Агата Кристи попыталась поменять карманные часы сыщика на наручные, надеясь сделать Пуаро более современным. Но поняла, что её герой просто не сможет к этому привыкнуть. Неизменными оставались и его пенсне, которое он носил на специальном шнурке, и бутоньерка на лацкане. Он любил вкусно поесть, был ценителем искусства и превращал расследование в настоящее театральное действо. Галантный и элегантный детектив с острым умом очень нравился женской аудитории. А вот отношение самой Агаты Кристи к своему герою качалось, как маятник.
Поначалу она была вдохновлена Пуаро и по-настоящему к нему привязалась. Спустя 10 лет писательница уже называла его «невыносимым», а в 60‑е годы и вовсе «мерзким, напыщенным, надоедливым, эгоцентричным мерзавчиком». Она часто сокрушалась, что сразу сделала своего героя пожилым. В итоге к концу его приключений ему должно было перевалить уже за 100 лет.
Впрочем, Агата Кристи хотела покончить с Пуаро гораздо раньше. Еще в 1940‑х годах она решила написать последнюю книгу о старике-детективе и отправить его в мир иной, заменив на мисс Марпл. Но издатели уговорили её отложить расправу – почти на 30 лет.
Последний роман о Пуаро, «Занавес», был написан в 1975 году. Тогда же на первой странице «Нью-Йорк таймс» появился некролог: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив». Он стал единственным литературным героем, удостоившимся таких почестей.
«Занавес» не имел особого успеха. Агата Кристи представила Пуаро не в лучшем виде – в инвалидном кресле, в парике, с наклеенными усами. Публика сочла это слишком жестокой расправой с любимым персонажем.
Сама Агата Кристи пережила Эркюля Пуаро всего на год. Несмотря на все противоречия в их отношениях, это была настоящая любовь.
Лариса Плахина