Десять современных антиутопий, обязательных к прочтению, чтобы понимать будущее
Что ждет нас в будущем? От классических антиутопий Оруэлла, Замятина и Хаксли, которые и сейчас не теряют актуальности, – к современным произведениям с пугающими картинами возможной действительности. Десять книг и десять сценариев развития будущего. Новый обзор от библиотекаря Центральной районной библиотеки Автозаводского района Дарьи Некрасовой для нашего проекта «Книжная полка». Все перечисленные ниже книги есть в фондах библиотек Нижнего Новгорода.
Нинни Хольмквист. «Блок №2»
Люди в мире недалекого будущего делятся на «нужных» и «ненужных». К первой категории относятся те, кто обзавелся детьми (женщины до 50 лет, мужчины – до 60 лет), ко второй – те, у кого нет детей по достижении указанного возраста. А значит, человек не принес пользы государству. И дорога для него теперь одна – в Блок №2. Резервный банк биологического материала. Здесь есть все условия для жизни, а вот сама жизнь может закончиться в любой момент. Попавших сюда людей насильно превращают в доноров, проводят над ними жуткие эксперименты.
Писательница Доррит Вегер оказывается среди «ненужных» людей. Ей предстоят жестокие испытания на выносливость, включая тестирования антидепрессантов, которые для 90% участников заканчиваются летальным исходом. Доррит справилась и выжила. Люди, с которыми она подружилась, практически на ее глазах уходили в небытие. Доррит решается на отчаянный поступок, когда происходит то, что не должно было произойти.
Вадим Панов. «Аркада»
Вадим Панов отправляет читателей в 2029 год, где господствует виртуальная реальность. Динамичный технотриллер, сочетающий в себе киберпанк и антиутопию. Искусственный интеллект, всеобщая чипизация и будущее, которое трещит по швам. Это произведение называют прозой завтрашнего дня. Быть может, отчасти и сегодняшнего? Впору серьезно задуматься. Лихо закрученный сюжет с элементами детектива и шпионского романа.
Мир, в котором человеческие жизни измеряются в бездушных цифрах. Мир, где злодеи становятся спасителями и наоборот. Мир, где еще живут любовь, дружба и те, кто готов быть на светлой стороне до конца.
Эмили Сент-Джон Мандел. «Станция Одиннадцать»
Актер Артур Линдер, исполняющий роль короля Лира, умирает во время спектакля. Это происходит незадолго до того, как на мир обрушивается ужасающая эпидемия, стремительно уничтожившая большую часть населения. Спустя 20 лет после апокалипсиса актеры и музыканты коллектива «Дорожная симфония» кочуют по миру и дают представления для тех, кто пережил эпидемию. Среди них девушка Кристен Реймонд, которая играла в спектакле, ставшем последнем для Артура Линдера. Кристен хранит память об актере и собирает старые газетные и журнальные публикации, где пишут о нем. В книге эпизодически показана жизнь актера – он словно стал связующим звеном между прошлым и настоящим.
Даже в суровые, беспросветные времена люди нуждаются в светлом и прекрасном: театре, музыке, поэзии. Это позволяет сохранить душевность и наполнить жизнь смыслом.
Маргарет Этвуд. «Заветы»
В романе «Заветы» события разворачиваются спусят 15 лет после «Рассказа служанки». Все та же Республика Галаад, возникшая на месте разрушенных Соединенных Штатов. Тогда страну настигло массовое бесплодие, породившее ненормальный религиозный фанатизм и всеобщее смятение, а закончилось все военным переворотом. В «Заветах» пуританский теократический режим, воцарившийся в Галааде, начинает понемногу расшатываться. Этвуд рассказывает о механизмах работы тоталитарного режима, который являет собой жестокость и насилие.
Историю Галаада рассказывают три женщины: Агнесс и Николь, дочери служанки Джун, а также тетка Лидия, которая предстает совершенно в ином свете, нежели в «Рассказе служанки».
Нил Шустерман. «Жнец»
В этой вариации будущего нет войн, болезней, голода, нищеты. И все люди могут быть бессмертными. Если их не решат уничтожить Жнецы – люди, наделенные полномочиями устранять жителей, чтобы контролировать численность населения. Ситра и Роуэн – подростки, которые не по своей воле становятся подмастерьями Жнеца. У них есть год, чтобы пройти обучение и выдержать все испытания. Но только один сможет стать Жнецом, второй погибнет.
Миром правит «Гипероблако» – искусственный интеллект, который держит все под контролем. На Жнецов его власть не распространяется. Среди них есть те, кто упивается неограниченной силой, и те, кто обладает высокими моральными принципами. Каждый Жнец выбирает свой способ Жатвы…
Вера Богданова. «Павел Чжан и прочие речные твари»
Пресупевающий программист Павел Чжан работает в московском филиале китайской компании и мечтает переехать в Китай. Технический прогресс набирает обороты. Чипизация, контроль, слежка, цифровизация. Вместе с тем показана бытовая разруха, угнетение, насилие.
Рано лишившийся родителей Павел рос в детском доме. Повзрослев, парень вместе со своей девушкой помогают детским домам, занимаются благотворительностью. Однажды Павел встречает того человека, который сломал ему жизнь и оставил незаживающие шрамы. Тот избежал наказания и продолжает здравствовать. Эта встреча поменяет многое и в душе Павла, и в его дальнейших действиях.
Дмитрий Данилов. «Саша, привет!»
«Саша, привет!» – произносит главный герой в определенный момент повестования. И за этой обычной фразой стоит много событий и эмоций. Героя истории зовут Сережа, и его приговорили к смертной казни. Он оказывается в Комбинате, где люди живут в ожидании своей смерти, которая может наступить завтра или через много лет. Выйти за пределы Комбината можно, но очень скоро охранники вернут обратно. Ежедневно постояльцы отправляются на прогулку, а перед этим они должны пройти коридор. И в любой день висящий на стене пулемет может расстрелять проходящего человека.
Сережа продолжается по телефону общаться с женой и матерью, но они считают его словно не живым. Хотя ведь вот он, живой! Будучи преподавателем в университете, Сережа продолжает вести лекции. Но студентов интересует только то, что связано со смертной казнью. К Сереже приходят священнослужители и психолог, и с каждым он ведет беседы. Часто ловишь себя на мысли, что антиутопия во многом схожа с нашей реальностью.
Эдуард Веркин. «Остров Сахалин»
В результате ядерной войны почти весь мир был уничтожен. Уцелевшая Япония вернула себе статус Империи и поглотила многочисленные территории, включая остров Сахалин. Сюда стали отправлять нарушителей закона, каторжников и всех, кто мог помешать могуществу страны и тех, кто ей управляет.
В Японию приезжает девушка с романтичным именем Сирень. Она футуролог, и ее задачей будет исследовать остров и составить прогноз развития. И только начинает маячить надежда на светлое будущее, как вновь мир начинает катиться в бездну.
Мрачный, жестокий роман, где мир превратился в огромную тюрьму, а большинство людей потеряли себя и веру в лучшее. Радиация, эпидемия МОБ, превращающая людей в зомби. Жуть сковывает все сильнее с каждым новым эпизодом.
Дмитрий Захаров. «Средняя Эдда»
Уличный художник Хиропрактик, «русский Бэнкси», рисует граффити на стенах. Двенадцать картин с политическими сюжетами и узнаваемыми лицами, занимающими высокие посты. После каждой художественной работы умирает один из изображенных на ней людей. Художника пытаются вычислить, но он продолжает свое дело. За поиски берется главный герой, работающий журналистом. Его цель – не только найти и разоблачить Хиропрактика, но и узнать судьбу любимой женщины, с которой их развели обстоятельства.
В романе много отсылок к реальной жизни. Захаров катком проходится по многим знаковым фигурам. Хоть и делает это завуалированно, но знающим людям все будет очевидно. Хлесткая сатира на современность с горькой иронией.
Алексей Поляринов. «Центр тяжести»
Постсоветское детство, переходящее в новое будущее. Герои истории, повзрослев, выучились и выбрали профессии, и вот перед нами журналист, художница и хакер. Тем временем государство сковано тоталитарным режимом. Некая Компания разрабатывает программу слежения за людьми. На стенах домов появляются граффити, отражающие политические проблемы страны. Арт-объекты играют важную роль в романе.
Много времени уделено взаимоотношениям детей и родителей и жизненному пути каждого из них. Становление, развитие персонажей, преодоление препятствий, зависимостей. И все это на фоне деспотического режима. Протесты, попытки взлома системы, оппозиция. История взросления и политическая сатира – две ключевые линии в романе.
Дарья Некрасова, ведущий библиотекарь Центральной районной библиотеки «Библиотечно-досуговый центр» Автозаводского района.