Династия Грехнёвых: как филологический факультет определил сразу несколько судеб одной семьи
Любовь к семье и верность университету — по наследству. В историю ННГУ им. Н.И. Лобачевского вписано два поколения преподавателей Грехнёвых. Как филологический факультет определил сразу несколько судеб одной семьи и в чем секрет личного счастья — об этом в нашем материале ко Дню семьи, любви и верности, который отмечается в России 8 июля.
Имя профессора Всеволода Алексеевича Грехнёва для Института филологии и журналистики — знаковое. Знаменитый пушкинист, исследователь русской литературы 19 века, в честь которого проводится международная конференция «Грехнёвские чтения». С университетом его связывало не только любимое дело. На филологическом факультете в студенческие годы он познакомился и со своей будущей супругой — Галиной Михайловной, которая потом тоже стала преподавателем. А сегодня здесь работает их дочь — Лариса Всеволодовна Грехнёва, кандидат филологических наук, доцент кафедры преподавания русского языка в других языковых средах. В Университете Лобачевского преподает и муж Ларисы Грехнёвой, Сергей Кривов — доцент кафедры политологии Института международных отношений и мировой истории.
«В детстве родители брали меня на занятия, и я помню, как сидела на задней парте и с интересом разглядывала студентов. Уже тогда это для меня были родные стены, — рассказывает Лариса Грехнева, — но, когда пришло время определяться с профессией, я не сразу выбрала филологию. На тот момент меня привлекала медицина. Два последних года в школе я даже училась в медицинском классе, но потом я поняла, что это не совсем мое. К тому же у нас был прекрасный учитель литературы, и я поняла, что этот предмет мне интересен. Наверное, гены сработали».
При этом дочь известного преподавателя чувствовала большую ответственность, когда поступала на филологический факультет. Понимала, что спрос будет особый:
«Для меня это было серьезное испытание. Я бы сказала, что я себя тогда чувствовала не очень уютно. И папа, который никогда не делал никаких нравоучений, сказал мне очень строго, когда я поступила: «Фамилию не позорь!». И несмотря на то, что родители уже ушли из жизни, я до сих пор чувствую эту ответственность».
Несмотря на известность и признание, по воспоминаниям дочери, Всеволод Алексеевич был непубличным и даже стеснительным человеком. Он не разрешал близким приходить на его открытые лекции, чувствовал неловкость, когда дочь у него училась и даже отказывался принимать у нее экзамен. Не хотел смешивать семейные и рабочие отношения.
«Папа для меня всегда был в первую очередь папой. Он меня очень любил и это чувство безграничной любви меня греет до сих пор. Мне кажется, что он так и не осознал, что я выросла, относился ко мне, как к маленькой, — вспоминает Лариса Грехнёва, — с другой стороны, он для меня всегда был примером правильного отношения к жизни. Он привил мне очень трепетное и очень ответственное отношение к другим людям. Папа всегда боялся обидеть человека, всегда обращал внимание на его настроение и если не видел в ответ такого же отношения к себе, то не злился. Расстраивался, конечно, но при этом не переставал верить в людей. Он не хотел замечать в них плохое».
Мама Ларисы Грехнёвой — Галина Михайловна Грехнёва — лингвист, всю жизнь проработала на кафедре современного русского языка. По словам дочери, Галина Михайловна тоже не мыслила свою жизнь без филологического факультета, ей все время хотелось общаться со студентами.
«Родители очень хорошо сотрудничали, — вспоминает Лариса Грехнёва, — когда папа писал статью, он первый раз читал ее маме, потом еще и мне, когда я уже стала взрослой. Ну и мама как лингвист могла ему помочь со стилем. Папа сначала воспринимал это в штыки, но потом все-таки соглашался с мамой. Критика ему, конечно, не очень нравилась, но он видел в ней всегда рациональное зерно».
Всеволод Алексеевич был домоседом. Он очень любил, когда вся семья собирается вместе. А членами семьи тогда были не только жена и дочь, но и кот Васька, который обожал своего хозяина и всегда сидел на письменном столе, когда тот работал.
Секрет семейного счастья — в общих интересах, считает Лариса Грехнёва. Так было у ее родителей, так и у нее самой. В браке с преподавателем ННГУ Сергеем Кривовым она почти два десятка лет.
«У нас с мужем тоже есть общие темы для разговора, как у моих родителей, хотя специальности разные, но все равно это гуманитарные науки, всегда есть о чем поговорить, — отмечает Лариса Грехнёва, — у нас какой-то схожий взгляд на жизнь. Мы оба любим путешествовать, любим что-то новое смотреть и эта любовь к разнообразию в жизни у нас общая».
Возможно, с Университетом Лобачевского будет связана судьба и дочери Ларисы Грехнёвой — Маши. В этом году она закончила школу и собирается поступать в вуз. Семейной традиции решила не изменять — выбрала ННГУ.
«Свои студенческие годы свои я вспоминаю как лучшие годы жизни, — делится Лариса Грехнева, — и, наверное, у мужа так же. И нам хочется, чтобы дочь это тоже узнала и почувствовала. Она планирует пойти в Институт международных отношений и мировой истории. Хочется, чтобы ей было интересно во время учебы, чтобы она подружилась с людьми, которые интересуются тем же, чем и она. К тому же, можно сказать с уверенностью, что Университет Лобачевского — лучший вуз города».