Дистанция возможностей: новая региональная образовательная платформа заработала в Нижегородской области
Урок истории в самом разгаре. «Включаю звук! Сегодня мы поговорим о движении луддитов. Один английский рабочий по фамилии Луддит, будучи недовольным своей зарплатой, начал крушить свой станок. В начале XIX века это движение было массовым…» Класс пуст, но учитель истории школы № 123 Ленинского района Нижнего Новгорода Денис Ишимбаев на своём рабочем месте, за учительским столом, перед ноутбуком.
В один клик
Так сейчас организован процесс обучения в большинстве нижегородских школ. И учителя, и школьники признаются: вторая волна дистанта даётся легче и комфортнее, чем первая.
Учителя предпочитают вести дистанционные уроки с рабочего места – с хорошей камерой и прекрасным звуком. Новое оборудование поступило в школу № 123 минувшей зимой по нацпроекту «Образование». В сопровождении директора Бориса Котельникова проходим по непривычно тихим школьным коридорам, заглядываем в классы, где педагоги, сидя за мониторами, ведут уроки перед пустыми партами.
– До первого дистанта с ужасом представлял, как наши учителя с 40‑летним стажем, которые привыкли стоять с мелом и указкой у доски, будут работать в соцсетях, в зуме, через скайп, – говорит директор. – Но в начале марта, после поставки нового оборудования в школу по нацпроекту они прошли корпоративное обучение современным технологиям работы. И уже вскоре я с восторгом слышал, что 65‑летний педагог проводит для своих учеников интернет-флешмоб. Что же касается школьников, то дети цифрового поколения на интуитивном уровне понимают, как с этим работать.
Нынешний дистант, по словам директора, даётся им гораздо легче апрельского благодаря новой единой цифровой платформе, которая позволяет объединить все школы в едином пространстве коммуникации. О том, что она начала работать с 5 ноября в пилотном режиме, сообщил в своём Instagram региональный министр образования Сергей Злобин.
– Главное – бесплатное мобильное приложение и возможность прямой интеграции с образовательными платформами, – подчеркнул министр.
В преимуществах новой платформы директор школы № 123 уже убедился.
– Новая платформа аккумулирует возможности всех платформ в едином поле, а значит, родителям не нужно больше сидеть с блокнотами, где записаны логин и пароль, – отмечает Борис Владимирович. – Кроме того, новая система надёжно защищена от посторонних интернет-вторжений. Да и сами ученики теперь как на ладони. Одним нажатием клавиши я могу утром узнать, кто из учеников приступил к процессу, а кто нет, сколько времени уходит у каждого на подготовку домашнего задания.
Общение и контроль
Учитель истории Денис Ишимбаев, завершив дистанционный урок, перечисляет нам плюсы и минусы дистанционного обучения:
– Времени на подготовку к онлайн-урокам уходит в полтора-два раза больше –делать видеопрезентацию дольше, чем писать план урока. Кроме того, приходится давать дополнительные видеолекции по учебной программе, чтобы ребята лучше усвоили материал. Зато упрощается проверка домашнего задания: не нужно собирать тетради, дети присылают файлы с домашней работой, это удобно. На некоторых платформах есть даже автоматическая проверка формата тестов.
Учитель биологии Людмила Турыгина к преимуществам очного обучения относит живое общение и более строгий контроль за выполнением заданий. Однако новая платформа, по её мнению, даёт гораздо больше возможностей.
– Платформа позволяет загружать интересные задания, это мотивирует ребят для самостоятельного изучения тем, – констатирует она. – Например, мы открыли для себя виртуальную лабораторию.
Как говорит директор школы, наш регион очень продвинутый, и те процессы, которые сейчас происходят в школах, – это настоящий цифровой прорыв.
С глазу на глаз
По словам педагогов, новая платформа найдёт своё применение и при очном обучении: для коммуникации детей с учителями, для различных информационных рассылок, для индивидуального маршрута обучения. Да и во время болезни ребёнок сможет включиться в работу класса одним нажатием на ссылку в своём личном кабинете.
Что же касается подготовки к экзаменам, то тут и учителя, и директор единодушны: очная подготовка предпочтительнее.
– Подготовка к экзамену – штучная работа, – считает Борис Котельников. – Дистанционно сложнее учитывать все нюансы.