Драма Островского: как нижегородская любовь вдохновила писателя на создание образа Катерины
Газета "Новое дело" №15 от 20.04.23
Подписка на газетуПьесы драматурга Александра Островского, чьё 200-летие отмечалось 12 апреля, до сих пор любят и ставят по всей России. А уж его «Грозу» не знают только те, кто умудрился прогулять все уроки литературы в школе. Так же как и её главную героиню Катерину, которую в учебной программе преподносили как нравственный женский идеал. И мало кто знает, что на создание этого образа Островского вдохновила нижегородка – актриса Любовь Косицкая, главная и несостоявшаяся любовь писателя.
Свои люди – сочтёмся
В своей семье Островский был чужаком. Его отец был судебным стряпчим по коммерческим и имущественным делам. Это приносило неплохой доход. Он добился права на потомственное дворянство, владел 15 домами в Москве, сколотил приличное состояние и надеялся, что старший сын Александр продолжит династию.
Но у того с детства были другие интересы. В доме была роскошная библиотека, и будущий писатель одну за другой проглатывал книги, причём на разных языках. К обязательным по тем временам французскому и латыни Островский знал испанский, итальянский, английский, немецкий и древнегреческий.
Этот высокий красивый юноша обладал женственными чертами и чувствительностью. Он много времени проводил с сёстрами, научился шить, кроить, обожал красиво одеваться. При этом был крайне самолюбив и ревностно относился к тому, что скажут о нём другие.
По настоянию отца Александр поступил на юридический факультет Московского университета, однако отчислился с третьего курса, завалив экзамен по римскому праву.
В надежде, что сын образумится, отец устроил его канцеляристом в Московский коммерческий суд. Для Александра это было тяжёлой повинностью, но зато именно там он подсмотрел многие сюжеты и характеры для будущих пьес. Кстати первая же из них «Свои люди – сочтёмся» стала настоящим событием в Москве. Она была не только смешной, но и реалистичной – герои и ситуации были весьма узнаваемы. Это и навлекло на творчество Островского гнев купечества и цензоров. «Все действующие лица пьесы… отъявленные мерзавцы», – написал цензор. И на долгие годы пьеса была запрещена к постановке.
Островский переживал непростые времена. Кроме того, что молодой амбициозный автор мечтал о театре, ему элементарно нужны были деньги, чтобы содержать жену и ребёнка. Правда, женат он был неофициально, и сами эти отношения стали поводом для очередного семейного скандала.
Бесприданница
24-летнему Александру приглянулась простая девушка, поселившаяся по соседству, – Агафья Ивановна. Она жила без родных, с 13-летней сестрой, и Островский стал часто наведываться к ним в гости. Эти симпатии не вызывали одобрения отца. А когда выяснилось, что Агафья ждёт ребёнка, и вовсе посыпались родительские проклятия. Мало того что сын бросил университет, так ещё и спутался с простолюдинкой!
Как бы то ни было, Островский бросать Агафью Ивановну не собирался. Он набрался решимости и привёл девушку в свой деревянный домик, стоявший рядом с отцовским.
Агафья, как вспоминают современники, отличалась добрым и неунывающим нравом, умела создать уют минимальными средствами. Вдобавок она была настоящей кладезью народной мудрости, знала множество историй, которые потом пригодились Александру Николаевичу для создания образов простых людей.
Его пьесы, наполненные характерным колоритом и деталями русской жизни, постепенно становились всё более популярными. Островский с удовольствием погружался в мир богемы: литературные салоны, премьеры, вино, красивые женщины. Агафья с её простыми манерами и домашним уютом уже не казалась такой привлекательной. Хотелось окунуться в мир настоящих театральных страстей, встретить женщину своего круга.
И вскоре она появилась.
Гроза
Об актрисе Любови Косицкой в ту пору говорила вся Москва. Родилась будущая звезда сцены в селе Ждановка Нижегородской губернии в семье крепостных. Позже семья вслед за барской дочкой перебралась в Нижний Новгород, где им удалось выкупиться на волю.
Люба устроилась горничной к нижегородской купчихе Долгановой, большой любительнице домашнего театра. Косицкая стала с удовольствием участвовать в постановках. Видя увлечение девочки, купчиха решила сводить Любу в Нижегородский театр. После этого она заболела театром окончательно и бесповоротно.
Долганова упросила своего знакомого директора театра взять 14-летнюю девушку в труппу. Такие перспективы поначалу не понравились родителям Любы, которые считали театр греховным развлечением. Однако когда выяснилось, что дочери будут платить ежемесячно 15 рублей серебром, а жить она станет в особом «театральном доме», Любу отпустили строить новую жизнь – ту, о которой она мечтала.
Очень скоро в рамках Нижегородского театра ей стало тесно. Она отправилась в Москву, легко поступила в театральную школу, а затем в Малый театр. Оказалось, что у Косицкой не только драматические способности, но и музыкальный талант. Театральный мир подкупала её искренняя, открытая манера игры, умение сочувствовать своим героиням. Актрисе из провинции всё чаще доставались главные роли, включая Луизу из «Коварства и любви» и Офелию из «Гамлета».
Но Косицкой хотелось играть не далёких романтических героинь, а русских женщин, олицетворением характера и судьбы которых была она сама. Она всё чаще говорила о бенефисе, о пьесе, написанной конкретно для неё. И Островский взялся ей в этом помочь.
Косицкая давно вызывала его восхищение. Яркая, женственная, талантливая, душа компании, остроумная, прекрасная рассказчица. Она много повидала, пробиваясь из самых низов, но сохранила детскую трогательность. Это и попытался передать Островский, придумывая героиню для Любови Павловны.
Летом 1859 году на подмосковной даче, где отдыхал, кажется, весь Малый театр, он принялся за «Грозу», обсуждая свой замысел с Косицкой, добавляя при её участии какие-то детали. Совместная работа над пьесой сблизила их с Островским. В труппе уже перешёптывались – у драматурга и актрисы роман!
Ей было 30 лет, ему – 36, по тем временам вполне солидный возраст. Вдобавок оба были несвободны. Александр Николаевич жил и растил детей с Агафьей Ивановной, Любовь Павловна была замужем за актёром того же театра Никулиным – человеком амбициозным и недалёким. Островского он откровенно недолюбливал, чем, кажется, ещё больше отталкивал от себя свою жену.
Премьера «Грозы» имела ошеломительный успех. Публика валом валила на спектакли – посмотреть, как женщина «бросается в любовь» и платит за это высокую цену.
Но в реальной жизни Любовь Павловна не была столь безрассудной. Её роман с драматургом завершился, не успев начаться. Неожиданно она посоветовала Островскому не обижать «кроткую Агафью Ивановну». А потом и вовсе дала от ворот поворот: «…Я горжусь любовью вашей, но должна её потерять, – написала Любовь Павловна Александру Николаевичу. – Потому что не могу платить вам тем же…».
Сначала говорила о том, что не хочет изменять мужу. Но после смерти Никулина голову ей вскружил другой – сын богатого купца Соколова. На каждом представлении он сидел на первом ряду, осыпал Любовь цветами и в конце концов добился благосклонности. Увы, дело закончилось печально: Соколов промотал не только состояние своего отца, но и все сбережения Косицкой. А потом её бросил.
Оставшись без средств, Любовь Павловна была вынуждена распродавать подарки прежних поклонников и даже платья. Островский писал ей, предлагал вернуться к нему, но она просила драматурга лишь о дружбе. Он то бежал от своей любви из столицы, то караулил её вечером у театра.
История с Соколовым подкосила здоровье Косицкой – через три года, в 1868 году, Любовь Павловна умерла от рака. Ей был 41 год. Годом ранее не стало и Агафьи Ивановны – она умерла от туберкулёза.
Кажется, после этого Островский начал терять жизненные силы. Он женился на молодой выпускнице театральной школы Марии Бахметьевой, которая родила ему шестерых детей. Но даже это не сделало его счастливым. «По временам нападает скука и полнейшая апатия, это нехорошо, это значит, что я устал жить…» – писал Александр Николевич другу.
Силы и вдохновения ему, наверное, могло бы придать новое настоящее чувство. Но это место в истории литературы навсегда осталось за нижегородской Любовью.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в театре «Комедiя» раскрыли тайны семейного счастья.