H
H e
S L n s
с
Приведёт ли расцвет маркетплейсов к массовому закрытию ТЦ? Что думают эксперты

Экономист Пугачёва объяснила, заменят ли маркетплейсы розничные магазины

Экономист Пугачёва объяснила, заменят ли маркетплейсы розничные магазины

Фото: Александр Воложанин

Конкурировать с онлайн-торговлей удаётся не всем

Фотобанк
Перейти в Дзен Читайте о добром в MAX

Маркетплейсы стремительно вытесняют розничные магазины. По предварительным прогнозам, их доля на рынке в ближайшие несколько лет вырастет на треть. И это при том, что за последние годы их вообще стало больше 70%. Неужели «Вайлдберриз» и «Озон» вытеснят торговые центры? А шопинг окончательно перейдёт в онлайн-формат? Или у розничных магазинов есть шанс отстоять своё место на рынке?

Поисковой запрос

Маркетплейсы уверенно завоёвывают своё место на рынке торговли. Только в 2024 году их доля в онлайн-торговле превысила 70%. Люди больше не ходят по магазинам брендов или торговых центров. Теперь они сразу ищут товары на Ozon, Wildberries или Яндекс.Маркете.

Расцвет популярности маркетплейсов пришёлся на 2020 год, когда из-за коронавируса все были вынуждены сидеть дома, а покупать вещи всё же было нужно. И тут оказалось, что у такого вида шопинга немало преимуществ.

«Пандемия стала катализатором, но успех маркетплейсов строится на фундаментальных преимуществах, – поделилась эксперт экономического факультета РУДН Ирина Пугачёва, – невероятном выборе в одном месте, конкурентных ценах за счёт борьбы продавцов и скорости доставки, которая превратила шопинг в мгновенное удовлетворение потребности. Удобство единой корзины, отзывов и возвратов создало беспрецедентный пользовательский опыт».

На маркетплейсах порой можно найти те же товары, что и в розничных магазинах, но куда дешевле. Это касается как одежды, так и книг, бытовой техники и средств гигиены.

По прогнозам статс-секретаря и заместителя главы Минпромторга Романа Чекушова, в ближайшие пять-шесть лет доля маркетплейсов может вырасти до 30 – 35%. И это вовсе не предел.

Такой стремительный захват рынка не слишком хорошо сказывается на розничной торговле. Серьёзное давление испытывают магазины одежды, книг, точки с товарами для хобби и творчества.

Например, за год сеть «Книжный лабиринт» закрыла около 90% своих точек. Заказать книги куда быстрее и дешевле можно онлайн. К тому же в самом книжном не всегда может быть нужная тебе книга, а вот в каталогах маркетплейсов выбор куда шире.

По информации издательства «Эксмо-АСТ», продажи книг на маркетплейсах за восемь месяцев 2025 года выросли на треть, в то время как в офлайне – всего на 0,9 – 2,4%. Аналогичная ситуация в ритейле одежды и обуви, где с прошлой весны исчезли сотни магазинов.

Витрины магазинов

Несмотря на то что «Вайлдберриз» и «Озон» стремительно обгоняют розничные магазины по продажам, вряд ли они их заменят целиком.

«На мой взгляд, полностью вытеснить розничные магазины онлайн-формату не удастся, так как физические точки выполняют важную социальную функцию, – считает Ирина Пугачёва. – Сейчас роль обычных магазинов неизбежно трансформируется в сторону шоурумов, мест для получения тактильного опыта и развлечений, где покупка перестаёт быть единственной целью».

Чтобы противостоять онлайн-магазинам, обычным магазинам необходимо предложить покупателям что-то особенное, чего в интернете не найти.

«Шанс остаться на рынке есть у нишевых магазинов с уникальным ассортиментом, глубокой экспертизой и безупречным сервисом, которые создают эмоциональную связь с клиентом, – поделилась эксперт. – Им стоит делать ставку на персонализацию, эксклюзивные товары, которые нельзя найти на маркетплейсе, и превращение покупки в персональное обслуживание, чего не может предложить массовый онлайн-формат».

Массовое закрытие торговым центрам из-за роста влияния маркетплейсов, по мнению эксперта, пока не грозит. Ведь они уже давно предлагают не только чистый шопинг, но ещё и разнообразный формат досуга и услуг – от разного рода кафешек до спортзалов и бассейнов.

«Угроза сокращения их числа реальна для устаревших форматов, выживут те, кто станет многофункциональными центрами притяжения с ресторанами, кино, спортивными залами, медицинскими и образовательными центрами, где покупки – лишь одна из целей визита», – уверена Ирина Пугачёва.

Тем более, что не все вещи можно приобрести на маркетплейсах.

«Спокойно покупать онлайн можно стандартизированные товары, чьи характеристики не требуют примерки или личной оценки: электроника, книги, бытовая химия, косметика проверенных брендов, – объяснила эксперт. – Осторожность стоит проявлять с товарами, где важен тактильный контакт, индивидуальная посадка или сложная сборка: например, дизайнерская одежда, люксовая бижутерия, автомобили или мебель на заказ, где высок риск несоответствия ожиданий и качества».

Бояться, что розничные магазины окончательно канут в прошлое, не стоит, но и без поддержки их оставлять нельзя. Однако это не значит, что нужно ограничивать работу маркетплейсов – например, устанавливать лимит на скидки, как, например, предлагают некоторые законодатели.

«Вместо искусственных ограничений, которые могут замедлить развитие цифровой экономики, эффективнее создавать равные условия конкуренции, например, в налогообложении, – поделилась Ирина Пугачёва. – Лучшая помощь традиционному ритейлу – это поддержка его цифровизации и стимулирование к инновациям, чтобы он мог предложить ту самую уникальность, которую не скопируют крупные платформы».

Так что в ближайшее время торговые центры не вымрут окончательно, но их количество действительно скоро может сократиться.

Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, на какие уловки идут маркетологи, чтобы заставить покупателей тратить больше.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::