ФАС проверяет работу Яндекс.Такси
Газета "Нижегородская правда" №12 от 28.02.24
Подписка на газетуВокруг работы такси в России развернулись жаркие споры. Одного из самых популярных агрегаторов, «Яндекс. Такси», раскритиковала антимонопольная служба. Там сообщили, что в прошлом году в ведомство на агрегатора поступило более 300 жалоб. Они связаны со стоимостью поездок, блокировками водителей и пассажиров. О том, что стоимость поездки в такси ощутимо выросла за прошлый год, говорят и нижегородцы. Очевидно, что в отрасли назрела необходимость перемен. Но какими именно они должны быть? Разбираемся вместе с экспертами.
Ценный момент
Ирина Смирнова пользуется такси от случая к случаю. Маршруты одни и те же: доехать до работы или с работы, отвезти сына в поликлиннику или всей семьёй добраться с комфортом до гостей.
«От моей работы до дома, если верить карте, 18 километров, – рассказала Ирина. – Если ещё год-два назад эта поездка в часы пик обходилась мне рублей в 600 – 700, то последний раз пришлось добираться до дома уже за тысячу рублей. Ещё совсем недавно я возмущалась, что поездка до поликлиники, а это пара остановок общественного транспорта, в дождь обходится в 300 – 350 рублей, то в последний раз этой зимой, в снегопад мне предложили доехать за 500 рублей».
По данным «Яндекс. Такси», стоимость поездок за прошлый год действительно выросла.
В Нижегородской области стоимость минуты повысилась на 21%. Если в период с декабря 2021 года по ноябрь 2022-го стоимость минуты в среднем составляла 16 рублей, то уже в 2023‑м она выросла до 19 рублей
«На рост средней стоимости минуты повлияло несколько факторов. Во-первых, это нарастающий дефицит водителей, который вызван их переходом в другие сферы, снижением количества мигрантов в отрасли и растущими издержками. Так, часть водителей покидает отрасль из-за возросших расходов на автомобили и их обслуживание, – сообщала пресс-служба «Яндекс» в декабре прошлого года. – Одновременно со снижением числа водителей спрос на поездки в такси за год вырос на 20%. Также в крупных городах увеличилась доля поездок в тарифах повышенного уровня комфорта, которые стоят дороже поездок в тарифе «Эконом».
Чтобы нормализовать цены, требуется сбалансировать спрос и предложения, а для этого необходимы около 80 тысяч водителей по всей России.
«В некоторых регионах дисбаланс спроса и предложения из-за нехватки водителей ощущается сильнее – средняя стоимость минуты там росла быстрее, чем на других территориях», – отметили в пресс-службе.
Так, самый большой рост стоимости поездки в такси зафиксирован в Ростовской области – на 27%, с 15 до 20 рублей за минуту.
Вот услужили
Однако, судя по всему, эти объяснения не всех устраивают. На днях на работу «Яндекс. Такси» в очередной раз обратило внимание антимонопольное ведомство.
«Алгоритм ценообразования услуг такси, исходя из которого формируется динамическое ценообразование, не раскрывается компанией в полном объёме. В настоящее время мы продолжаем анализ практик ценоообразования агрегаторов такси, по которым у службы есть серьёзные замечания к «Яндекс. Такси», – сообщил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пётр Иванов в интервью «Известиям».
Немногим ранее на стоимость поездок в такси обратили внимание депутаты Госдумы. Алексей Говырин и Виталий Милонов считают, что наценку на стоимость такси в плохую погоду необходимо ограничить.
«Расчёт коэффициентов в приложениях на такси в снежную погоду не должен превышать 20% от обычной стоимости поездки в обычных условиях. Тогда цена будет более-менее нормальной для потребителя, и водитель такси не будет в минусе. Цены на такси и так регулярно поднимаются из-за увеличения затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков, погодные условия учтены в ценах агрегаторов», – отметил, в частности, Говырин в беседе с РИА «Новости».
По одному и тому же маршруту стоимость поездки в нормальную погоду и в дождь или в снегопад может отличаться в 2 – 3 раза. Впрочем, агрегаторы считают, что это вполне оправдано. Ведь когда за окном ненастье, спрос на такси увеличивается в разы, а количество таксистов не может его покрыть, поэтому цена резко возрастает.
«В целом цена поездки определяется балансом спроса и предложения. На цену могут влиять дорожные и погодные условия, меняющие себестоимость перевозки, сезонные факторы, конкуренция», – отметили в пресс-службе сервиса такси «Максим».
По данным компании «Максим», в Нижегородской области на пиках спроса в непогоду цена обычно увеличивается в пределах 20 – 30%. Это, как отметили в компании, нормальный уровень.
Получить по услугам
Пока пассажиры говорят о том, что стоимость поездок в такси растёт, у самих водителей это вызывает только недоумение. Их заработок, по их словам, не вырос.
«10 – 15 лет назад мне, чтобы заработать 1000 рублей, надо было сделать 3 – 4 заявки. Чтобы заработать 1000 рублей сегодня, мне нужно сделать 10 – 15 заявок. Только 15 лет назад топливо было на 50% дешевле, и всё остальное тоже», – написал в соцсетях Фёдор Грачёв.
Возможно, причина кроется в комиссии, которую взимают агрегаторы с поездок и которая, по их словам, доходит до 30%. На комиссию, к слову, ФАС тоже обращала внимание «Яндекс. Такси». Однако применить меры реагирования антимонопольное ведомство, как оказалось, пока не может, поскольку до конца этого года действует мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний.
Что делать с ценообразованием, пока тоже вопрос для дискуссии.
«Механизм спроса и предложения – универсальный и объективный инструмент ценообразования, – отметили в пресс-службе «Максим». – Фиксация цен, их госрегулирование, любое принудительное занижение или завышение стоимости приведут к тому, что поездка просто не состоится. Сдерживать резкие колебания и общий рост цен на поездки можно только за счёт увеличения предложения, то есть количества перевозчиков. Других эффективных механизмов для этого нет».