Филигранная работа: мастер из Вачи создаёт уникальные вещи из металлических нитей
Газета "Нижегородская правда" №47 от 30.06.2021
Подписка на газетуПрактически каждому знакомо выражение «филигранная работа». В случае Бориса Тупичкина, заслуженного мастера народных художественных промыслов Нижегородской области из Вачи, это не фразеологизм, а констатация факта. Вот уже 40 лет из-под его рук выходят уникальные работы, сделанные из тончайших переплетений металлических нитей. Ажурные подстаканники с птицами, вазочки, шкатулки, рамочки – его произведения экспонировались на многих форумах, выставках и фестивалях всероссийского уровня.
Стильные «наличники» и «бахрома»
Бориса Ивановича мы застали за созданием необычной ручки. Под умными пальцами мастера крошечные завитки, верёвочки, ёлочки складывались в причудливый узор. Прежде чем элементы появились на ручке, каждый создавался отдельно согласно рисунку, придуманному мастером, и выкладывался на бумагу.
Борис Тупичкин – главный художник фабрики «Казаковская филигрань». Он придумывает новое изделие, его узор, потом заготавливает детали из медной проволоки – нарезает, скручивает вручную. Техника филиграни неподвластна машинам. Компонуя узор, мастер следит за гармонией его частей, за красотой линий и за рисунком просветов. Весь цикл создания изделия, начиная с рисунка, – только в руках Бориса Ивановича. Потом его авторские работы копируются и ставятся на поток.
– Самое сложное – создать рисунок, – считает Борис Иванович. – В орнаменте сочетаю традиции и новшества. Конечно, у каждого художника свой стиль. Мои любимые узоры – «наличники», «бахрома». Особенность моих работ – проволока разной толщины. Для одних работ беру проволоку погрубее, для других, наоборот, вытягиваю её, чтобы сделать тоньше.
Ажурная красота
На фабрику Борис Иванович пришёл в 1978 году после Павловского училища, где учился на гравёра: запало это дело в душу во время прохождения здесь практики. В 1992 году он был назначен главным художником предприятия. Благодаря его таланту ассортимент фабрики пополнился самыми разнообразными изделиями.
Казаковская филигрань отличается ажурностью и воздушностью. Ручная работа мастера может сравниться разве что с неповторимыми морозными узорами на окнах. Её особенность – отсутствие металлической основы: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь (крошечные металлические шарики) крепят прямо на металлическое кружево. Название филиграни и произошло от двух латинских слов: filum – нить и granum – зерно.
– При изготовлении изделий из филиграни все элементы сначала наклеиваются на бумагу как на подложку, – рассказывает мастер. – Это называется изготовлением филигранного набора. Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем и паяют. При пайке бумага сгорает, а ажурные завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево.
Здесь очень важна плотность набора – завитки спаиваются лишь между собой, без металлической основы. При неплотном наборе ажурная скань может рассыпаться.
Одно из самых знаменитых изделий Бориса Ивановича – самовар-конфетница. Фото этого ажурного самовара первым выстреливает в интернете, если набить в поисковой строке «Казаковская филигрань». Трудился над ним мастер долго. А вот ажурную рамочку или ручку он делает дня за три. Его филигрань может принимать облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей, женских украшений. На создание крупной работы, например, окладов для икон, уходят недели, а то и месяцы.
Особые умения
Село Казаково Вачского района – один из крупнейших центров сканного производства в стране. Во время революции скань оказалась на грани исчезновения, а в 30‑х годах была создана первая Казаковская артель по производству филиграни. В годы Великой Отечественной войны здесь плели офицерские погоны, делали для них звёздочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время освоили ножевое и вилочное производство. И только с середины 1950‑х годов сложились характерные черты казаковской филиграни. Декоративные панно и тарелочки, вазы и конфетницы, подстаканники, шкатулки, разнообразные сувениры, значки и медали – все эти изделия выполняются только вручную, и все они полностью ажурные.
По словам Бориса Тупичкина, до 90‑х на фабрике работали до 200 человек в две смены. Потом ручную работу начало вытеснять серийное производство сувениров и украшений. Сейчас здесь работает человек шесть мастериц. А вот гальваника, клеповка, пайка, штамповка – больше мужская работа. Умения мастеров филиграни уникальны, не всякому и не сразу даются. Зарплата скромная, поэтому молодёжь на фабрику и не рвётся.
– Средний возраст наших работников ближе к пенсионному, – сетует мастер. – Бывало, на крупные заказы приходилось приглашать мастеров, уже вышедших на заслуженный отдых.
Свою жизнь без филиграни Борис Иванович не представляет. Свободное от работы время он посвящает рыбалке, огороду, любит собирать грибы и ягоды. А ещё рисует акварелью.
За достигнутые успехи Борис Иванович Тупичкин был награждён бронзовой медалью Главного комитета ВДНХ СССР, почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации, дипломом Союза художников.