Форвард из когорты вице-чемпионов: как сложилась судьба игрока «серебряного» состава «Торпедо» Юрия Крупина
Газета "Нижегородский спорт" №16 от 28.04.2021
Подписка на газетуСегодня мы возвращаемся к серебряному успеху «Торпедо» 1961 года. В №7 за 25.02.2021 редакция привела список хоккеистов той команды с датами рождения и ухода из жизни. Сведения о некоторых игроках, увы, отсутствуют. Но об одном из них нам удалось получить информацию, причём не только по датам. 26 апреля было ровно 50 лет, как не стало Юрия Крупина.
Дедушка гимнастки
Тогда, в феврале, мы указали, что неизвестны даты рождения и смерти нападающего Юрия Крупина, вратаря Евгения Картовищенко. Голкипер Владимир Фуфаев (родился в 1941 году) пропал без вести в тайге Приморского края, информации о времени случившегося тоже нет. Не имеется данных, когда умерли форварды Вадим Гречухин и Юрий Марычев. У защитника Владимира Кудряшова и нападающего Бориса Немчинова справочники зафиксировали только год смерти, без указания месяца и числа.
Раздобыть недостающие сведения крайне тяжело, потому что органы ЗАГС не предоставляют такую информацию никому, кроме родственников людей, по которым она запрашивается. Но нам повезло, что тот номер «Нижегородского спорта» прочитал болельщик Дмитрий Моисеев. Связавшись по телефону с автором этих строк, он сообщил, что знаком с дочерью Юрия Крупина, которая готова рассказать об отце. Большое спасибо и Дмитрию, и, конечно же, самой дочери хоккеиста – живущей в Москве Алле Наумовой.
Сразу отметим, что её мама Ирина Коптелова – чемпионка РСФСР по парусному спорту. А дочка Ирина Наумова – мастер спорта по художественной гимнастике (добилась этого звания 14-летней девочкой), выпускница Нижегородского училища олимпийского резерва. Сейчас Ирина Владимировна трудится в столице тренером вместе с двукратной олимпийской чемпионкой Еленой Посевиной. И разве можно сомневаться, что передавшиеся в том числе от деда спортивные гены сыграли свою роль?
Третий снайпер команды
– К сожалению, многого об отце я не знаю, – вздыхает Алла Юрьевна. – Мои родители поженились в 1963 году, но долгим брак не получился. Я появилась на свет в 1964‑м, а к тому моменту, когда достигла сознательного возраста, они уже развелись, поэтому папу практически не помню. Родился он 6 января 1941 года в Горьком на улице Карла Маркса – сейчас это Нижегородская (в границах улиц Гоголя и Ильинской. – Прим. «НС»). Учился в 113‑й школе, как и некоторые другие торпедовцы из серебряного состава. Сначала играл в хоккей за «Динамо», уже оттуда его взял в «Торпедо» Дмитрий Николаевич Богинов. В моём семейном архиве есть грамота Горьковского областного совета Всесоюзного физкультурно-спортивного ордена Ленина общества «Динамо», которой отца наградили как члена команды, занявшей первое место в зональном первенстве СССР по классу «Б». Это был сезон 1958 – 1959 годов.
По словам Аллы Наумовой, в серебряном сезоне «Торпедо» Юрий Крупин был там самым молодым игроком. Тот знаменательный чемпионат оказался для него безголевым. Зато в следующем он забросил 10 шайб, замкнув восьмёрку лучших торпедовских снайперов. По итогам двухкругового турнира автозаводцы финишировали шестыми среди 20 коллективов, при этом если от третьего места их отделили восемь очков, то от четвёртого и пятого – только два. Потом Крупин на хорошем уровне провёл чемпионат 63/64, добившись уже третьего показателя результативности в команде – 12 шайб. Опередили его лишь Борис Немчинов и Роберт Сахаровский – по 15. Позади остались Александр Федотов, Лев Халаичев, Игорь Чистовский, Анатолий Дубинин, Юрий Потехов… Дружина Александра Прилепского заняла шестую позицию (среди 10 клубов), но было уже 13-очковое отставание от четвёртого и пятого мест.
Статистика сезона 64/65 (восьмое место, третье с конца) зафиксировала в активе Крупина два гола. При этом 11 ноября 1964 года Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР утвердил присвоение Юрию Николаевичу звания мастера спорта.
В следующем чемпионате он забросил одну шайбу, «Торпедо» под руководством Виталия Костарева поднялось на одну позицию. Увы, по ходу первенства карьера безусловно талантливого (об этом говорил, в частности, заслуженный тренер России Игорь Чистовский), очень техничного хоккеиста, который мог надолго стать одним из лидеров команды, неожиданно завершилась.
Последний сезон
24-летний Юрий начал 20‑й чемпионат СССР (1965/1966) во второй тройке – с тёзкой Потеховым на другом краю и капитаном горьковчан Александром Роговым в центре. В стартовом матче, на автозаводском стадионе, где согласно протоколу собрались 8000 зрителей, «Торпедо» сыграло вничью с московскими «Крыльями Советов» – 2:2, позволив сопернику спастись на последней минуте. Затем последовали поражения от столичных «Спартака» – 2:4 (в гостях) – и «Локомотива» – 1:2 (дома). На своём льду удалось реабилитироваться во встрече с ЦСКА – 4:2. Крупин пропустил эту и ещё пару игр, в том числе с «Крыльями» на их площадке – 1:10. Вернулся в строй 31 октября на выездной матч с ЦСКА, тоже закончившийся неудачей – 3:7. В пятый день ноября автозаводцы прервали серию из четырёх проигрышей, одолев дома ленинградский СКА – 4:3, и открыл счёт форвард, являющийся героем этой публикации. Нашу первую тройку третий раз подряд, начиная с матча против ЦСКА, составили Юрий Крупин, Игорь Чистовский и Владимир Сорокин. Такое же сочетание было 8 ноября в поединке «Торпедо» – «Химик» (Воскресенск). Печальный итог – 1:6. После 10 встреч газовские хоккеисты имели в активе всего лишь 5 очков.
Позже причины неудач разбирали на автозаводе и в прессе. Основным фактором было признано систематическое нарушение дисциплины в коллективе. Был сделан вывод, что некоторые игроки не справились со звёздной болезнью, с популярностью, которой они пользовались в городе, отсюда – увлечение алкоголем и поведение, недопустимое для спортсменов…
Больше всех в этой ситуации пострадал не ладивший с режимом Юрий Крупин. Его наказали дисквалификацией, после чего он уже не смог найти себя в жизни. Известно, что устроился в организацию газохозяйственной сферы и трагически погиб в период работ где-то на Нижегородской земле. Ошибки молодости обернулись трагедией. Хоккеист, подававший большие надежды, покинул этот мир всего-навсего в 30-летнем возрасте.
Углубляться в подробности истории, приведшей к дисквалификации, мы не станем. Скажем только: безумно жаль, что всё получилось именно так. И давайте просто будем помнить Юрия Крупина как вице-чемпиона Советского Союза. Как одного из торпедовцев, которые в шестидесятые годы дарили радость десяткам тысячам горьковчан. Как спортсмена, оставившего след в нижегородской хоккейной истории.
P. S. Хоккеистом был и старший брат Юрия Крупина – Станислав, родившийся 7 августа 1939 года. Он пробовал закрепиться в «Торпедо» ещё до серебряного сезона. Играл в обороне калининского СКА, горьковских «Динамо» и «Полёта». Работал тренером. Скончался Станислав Николаевич 12 декабря 2007 года.
P. P. S. За помощь в подготовке материала автор благодарит заслуженного тренера России по хоккею Валерия Петровича Шапошникова и начальника горьковской команды «Полёт» Якова Семёновича Паккера.