Гендиректор АРФГ Каганов рассказал о включении россиян в инвестиционные процессы
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуУровень финансовой грамотности жителей Европы в среднем несколько выше (60 – 62 процента), чем в России (54 – 56 процентов). Такие данные получены по результатам опросов, проведенных международной организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая также известна как «Клуб развитых стран». Однако, как считает генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов, не все так однозначно. Напомним, Ассоциация создана в 2019 году при поддержке Банка России, профессиональных сообществ и крупных игроков финансового рынка.
Разница менталитетов
«В связи с бесконечными изменениями, которые сейчас происходят на финансовом рынке, человек, который еще вчера являлся финансово грамотным, сегодня фактически таким не является, потому что, например, появились цифровые активы, в которых он может не разбираться, – отмечает эксперт. – И в этом смысле мы оказываемся в равных условиях, поскольку для всех появляется неопределенность».
К тому же за последнее время России удалось создать передовую банковскую систему, которая устояла в условиях беспрецедентных санкций. Представители международных финансовых организаций и банкиры из-за рубежа, которые приезжают в нашу страну, удивляются, что везде можно расплатиться банковской картой или привязанным к ней телефоном. Не во всех странах такое возможно!
Другое дело – знание тонкостей инвестиций. В них жители России разбираются слабо, поскольку фондовый рынок стал формироваться только в 90‑е годы прошлого столетия. В Советском Союзе его не было. В то же время, например, в Великобритании со школьного возраста детям прививают инвестиционные знания и установки: если ребенок что-то купил и выгодно продал, то его поощряют. В России другой менталитет.
«А что еще, кроме как купить и продать, может сделать ребенок? – парирует гость нашей редакции. – Он создаст бизнес-империю или носки вязать будет? Конечно, нет. И если у нас и дальше будет развиваться рыночная экономика, обучать инвестициям все равно придется».
Вениамин Каганов познакомился с работой Нижегородского областного информационного центра
Бесплатно и достоверно
Уже сейчас, по словам Вениамина Каганова, государство создает условия для включения россиян в определенный инвестиционный процесс. Для этого разрабатывает специальные программы, одна из них – программа долгосрочных сбережений.
«Это не совсем инвестиции в том виде, о котором мы говорим, – заметил спикер. – Данные сбережения имеют низкую, практически нулевую степень риска. Но государство рассчитывает, что эта система, заработав, будет формировать слой тех людей, которые готовы инвестировать».
На данный момент спрос на инвестиционные продукты очень большой: количество частных инвесторов на Московской бирже превысило 30 миллионов человек. Ими открыто больше 50 млн брокерских счетов. Понятно, что не все они пополнены деньгами. Но важно, что уже миллионы россиян интересуются данной темой.
И вот тут остро встает вопрос нехватки достоверной информации. Как заметил Вениамин Каганов, разобраться в «информационном шуме» и в огромном количестве различных источников информации даже специалисту непросто, а уж тем более рядовому гражданину.
«Это сподвигло нас вместе с коллегами из Центрального Банка и других финансовых организаций, которые озабочены достоверностью информации, создать систему аккредитации, – рассказал наш собеседник. – У нас две системы аккредитации. Одна – обучающая для начинающих инвесторов, вторая – для других ресурсов, в том числе цифровых»…
Так, Ассоциация проводит, в том числе, аккредитацию проектов, программ, игр для повышения финансовой грамотности населения. Для каждого направления формируется аккредитационная комиссия, которая, помимо постоянных членов, включает специализированных экспертов по теме аккредитации.
После принятия положительного решения проект или организация вносится в реестр Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) и получает свидетельство об аккредитации и графический символ «Знак качества АРФГ». Он может использоваться на сайтах, в соцсетях, текстах и других полиграфических и иных материалах.
При этом важным качеством для всей аккредитуемой информации является не только достоверность, но и отсутствие рекламы, на что не всегда согласны коммерческие организации. Но, тем не менее, они принимают условия, поскольку понимают, что стабильность финансового рынка напрямую зависит и от знаний их клиента.
«Сотни тысяч человек ежегодно проходят обучение по программе для начинающих инвесторов, подготовленной Московской биржей, – сообщил Вениамин Каганов. – И оно абсолютно бесплатное. Аккредитовали программы также банк ВТБ, Сбербанк и другие. Этих организаций не так много, но они крупные и покрывают примерно 75 процентов рынка желающих обучиться».
Узнать о программах можно на официальном сайте Ассоциации развития финансовой грамотности.
Интеллектуальное волонтерство
– Ассоциация, насколько я знаю, реализует много и других проектов, которые помогают развивать финансовую грамотность. Это и лекции, и деловые игры, и даже виртуальный город финансовых технологий и финансовой грамотности… Как вам удается собирать столько энтузиастов из разных регионов страны? Как желающие нижегородцы могут присоединиться?
– Волонтер – это ведь человек, который увидел какую-то неприятность – и решил помочь. Он регистрируется у нас на сайте, а дальше мы с ним работаем: обучаем, вовлекаем….
По словам спикера, в Ассоциации имеется система ресурсных волонтерских центров финансового просвещения. Всего таких центров в регионах 20, то есть созданы они пока не везде. Но это не значит, что с другими регионами Ассоциация не работает. Она заинтересована в людях, поскольку не все волонтеры активны. И чтобы была сменяемость, шло постоянное движение, нужны люди, которые имеют знания. Из Нижегородской области в АРФГ зарегистрированы более 700 человек, что хорошо.
«Знаете, в чем дело? – рассуждает Вениамин Каганов по поводу волонтерства. – Если бы у государства были миллиарды, может быть, когда-то будут, и можно было оплачивать всю эту работу, – она бы не получилась. Связано это с тем, что бюджетные деньги идут под конкретное задание, за них потом надо отчитаться. Но в волонтерстве постоянно все меняется. Вчерашнее задание сегодня уже может быть неактуально, а время потрачено. Волонтер же сам себе ставит задание, ориентируясь на нужды людей. Он делает все по любви. А это вызывает доверие, поэтому волонтер – это человек, которому доверяют.
Где мы их берем? Они, во-первых, такие приходят, а во-вторых, мы их учим. Кто не заряжен, тот занимается чем-то другим, он не приходит. Для волонтерства есть много разных сфер. Здесь особое интеллектуальное волонтерство, оно требует и знаний, и души, и гибкости, и умения коммуницировать, поэтому многие здесь развиваются. Главным, конечно, является внутреннее понимание, что ты делаешь правильное дело».
– Какой-то уровень базового образования должен быть у волонтера?
– Волонтер – это не только тот, кто лекции читает. Он может быть организатором: собрать людей, подготовить аудиторию, сбегать, позвонить, написать, снять ролик. Есть даже проекты «Расскажи бабушке», по ним мы маленьких детей обучаем, что говорить взрослым. До взрослых нам не дотянуться, но, может быть, малышей послушают. И они молодцы, они это делают.
– Онлайн-сервисы помогают взаимодействовать с регионами?
– У нас на сайте зарегистрировано больше десяти тысяч человек. И с ними кто-то же должен связываться. Это невозможно без цифровых технологий. У нас не такая большая команда. Но даже если бы была большая, то тоже было бы невозможно, необходимы онлайн-сервисы.
Сейчас Ассоциация, по данным собеседника, развивает порядка семи сервисов, часть из которых работает. Среди них и мобильное приложение. И все это благодаря партнерству с другими организациями.
«Мы очень внимательно относимся к проектам, которые к нам поступают. Благодаря нашим учредителям у нас есть возможность не только рассказывать о практиках, но и поддерживать проекты, в том числе финансово, – сообщил Вениамин Каганов. – У нас на постоянной основе идет прием заявок по различным инициативным проектам. Вначале мы отбирали просто хорошие, а сейчас мы отбираем те, которые имеют потенциал тиражирования».