Горького любовь: знаменитый писатель предпочитал порочных женщин
Газета "Новое дело" №11 от 23.03.23
Подписка на газетуНаш прославленный земляк Максим Горький, чей 155-летний юбилей мир отметит 28 марта, был личностью масштабной и противоречивой. «Буревестник революции» в основном вёл далеко не пролетарский образ жизни. Любил комфорт, подолгу жил за границей, окружал себя роскошью и богемными друзьями. А ещё – красивыми женщинами, отношения с которыми у него складывались весьма запутанно… Возможно, всё дело в типаже, к которому тяготел Горький – роковые красавицы с яркой внешностью и непростым характером.
Роковая красота
Его первые серьёзные отношения сложились с нижегородской акушеркой Ольгой Каминской. Она была на 10 лет старше Горького, замужем и вдобавок крутила роман с его приятелем-революционером Болеславом Корсаком.
Образовался любовный многоугольник, победителем из которого вышел Горький. Ольга оставила больного мужа и любовника-революционера и переехала к начинающему писателю. Но гражданский брак просуществовал чуть более года. По одной из версий, причиной разрыва стали многочисленные измены эмансипированной барышни. По другой – то, что она заснула, когда Горький читал ей только что написанную «Старуху Изергиль».
Говорят, советские биографы писателя вообще не любили вспоминать про Каминскую – слишком уж она не соответствовала роли музы певца пролетариата.
Гораздо больше для этой миссии подходила дочь разорившегося аристократа Екатерина Волжина, с которой Горький познакомился в редакции «Самарской газеты». В Самару он приехал, чтобы найти стабильную работу и залечить раны после расставания с Каминской.
Катя, 19-летняя дочь разорившегося помещика, только окончила женскую гимназию и работала в газете корректором. Со стороны они могли показаться странной парой. Она – представительница дворянского рода с отличным воспитанием, он – босяк в косоворотке, с грубоватыми манерами. Уже через несколько месяцев после знакомства Горький сделал ей предложение, от чего родители Екатерины пришли в ужас.
Они даже отправили её к тётке в Кронштадт, поближе к столичным женихам. Но отец Екатерины заболел и умер. Девушка вернулась домой, Пешков поддерживал их семью, и замужество с ним для дворянской бесприданницы показалось самым разумным вариантом. В 1896 году они поженились.
Спустя год, она родила сына Максима, а в 1901 году – дочь Катю.
Сложился отличный рабочий тандем. Горький, который так и не получил даже среднего образования, писал с ошибками, Екатерина правила рукописи.
Испытанием для семейного и творческого союза стал ошеломительный успех, который скоро обрушился на молодого литератора.
Революция чувств
Звезда Горького загорелась рано и ярко. Он вернулся из Самары в Нижний Новгород и вскоре после первых публикаций стал настоящим кумиром молодёжи. Пробившийся из самых низов, Горький был олицетворением грядущего нового времени и точно чувствовал его нерв.
На тусовках, где он появлялся, тут же собирался кружок поклонников, готовых ловить каждое его слово. Горькому платили заоблачные гонорары, что вызвало зависть более маститых коллег. Нобелевский лауреат Иван Бунин писал: «Мы получали в «Сборниках знания» кто по 300, кто по 400, а кто и по 500 рублей с листа, он – 1000 рублей».
Из простого босяка Горький превращался в представителя интеллектуальной элиты. А вскоре рядом с ним появилась женщина под стать – актриса Мария Андреева. Дочь режиссёра Александринского театра, она будто была рождена для сцены. Андреева считалась одной из самых красивых женщин своего времени.
Толпы поклонников добивались её благосклонности и руки. В 20 лет она вышла замуж за статского советника Андрея Желябужского, который был старше Марии на 18 лет, но имел неплохое состояние.
Пока он получал новые чины и награды, Андреева блистала на сцене. Её фотографии продавались на каждом шагу. К ней в дом на званые вечера приходили известные артисты, писатели, учёные, адвокаты.
И мало кто догадывался, что эта женщина с ангельской внешностью ведёт тайную подрывную деятельность: покрывает студентов-бунтовщиков, возит бомбы для партии и добывает деньги на революцию.
Именно на этой почве они и сблизились с Горьким. У обоих были семьи и дети, но чувства оказались сильнее. В 1905 году, когда над писателем нависла угроза ареста, Андреева оставила сцену и вместе с ним уехала за границу. Правда, официально Горький так и не развёлся, и из-за этого в США их отказались поселить вместе в гостинице, а местная пресса обвинила Горького в двоежёнстве.
В 1913 году после амнистии они вернулись в Россию. Но постепенно стали отдаляться друг от друга. В какой-то момент Мария Фёдоровна так увлеклась подготовкой революции, что не заметила, как у Горького закрутился роман на стороне – с женой его друга-издателя Тихонова Варварой Шайкевич. А вскоре на пороге их общей квартиры появилась новая роковая любовь писателя – на этот раз последняя…
Шпионская страсть
Биография Марии Закревской-Будберг достойна отдельного романа. Её, дочку петербургского чиновника, рано выдали замуж за богатого эстонского помещика Бенкендорфа. Один за другим у неё родились двое детей. Но всё это не помешало Марии вести бурную личную жизнь.
Она влюбилась в молодого английского дипломата Брюса Локкарта, и несмотря на наличие у того жены, стала жить с ним в Петербурге. После революции их обоих арестовали. Выйти на свободу и спастись от расстрела Мария смогла только благодаря тому, что переспала с начальником НКВД Яном Петерсом. Локкарта вскоре тоже освободили стараниями британских властей, и он умчал в Лондон к своей законной супруге.
Мария же, мужа которой застрелили большевики, вынуждена была заботиться о себе сама. Тут-то на её пути как нельзя кстати оказался Горький.
28-летнюю вдову с главным пролетарским писателем познакомил Чуковский и попросил помочь даме с работой. 52-летний Горький влюбился сразу и сделал её своим секретарём. Мария была абсолютно в его вкусе: красивая, умная, порочная…
Очень скоро она оказалась в гостях у Горького в квартире на Кронверкском проспекте, откуда быстро оттеснила остальных конкуренток. В том числе и Марию Андрееву, которой на тот момент было уже за 50. Андреева в отместку завела молодого любовника и ещё сильнее занялась политикой, а Горький с головой погрузился в новое чувство.
Впрочем, спустя пару лет его возлюбленная… сбежала. Мария нелегально уехала в Эстонию, где в поместье с гувернанткой жили её дети, и заодно оформила фиктивный брак с молодым бароном Будбергом. Это давало ей эстонское гражданство и возможность беспрепятственно передвигаться по Европе.
Вскоре в Европу переехал и Горький – под предлогом лечения туберкулёза. Хотя поговаривали, что на самом деле ему не очень нравились плоды свершившейся революции. Отношения с новой властью у него не ладились.
За границей он воссоединился с Закревской. Они жили в Германии, потом в Италии. В эти годы Горький написал свои знаковые произведения – «Жизнь Клима Самгина», «Детство». Мария перепечатывала его рукописи, переводила их на иностранные языки, общалась с книгоиздателями. И периодически исчезала – якобы повидать детей.
Говорили, что она продолжала крутить роман с Локкартом, а ещё с писателем Гербертом Уэллсом, с которым познакомилась ещё в Петербурге. Также ходили слухи, что Мария Закревская-Будберг – агент нескольких разведок: британской, немецкой, эстонской, советской. Есть даже версия, что именно она отравила Горького по заданию Сталина.
Как бы то ни было, эти отношения действительно порядком измотали писателя. В начале 30‑х годов Максим Горький вернулся на родину, где вскоре заболел и умер.
В последний путь его провожали все три главные женщины в его жизни – Екатерина Пешкова, Мария Андреева и Мария Будберг. Очевидцы вспоминали, что они чем-то были похожи: красивые, гордые, одухотворённые… А что ещё нужно Буревестнику для полёта?
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в музей-квартире Горького открылась выставка, посвященная дружбе писателя с Фёдором Шаляпиным.