Художники готовят необычный подарок из бересты к юбилею Нижнего Новгорода
Газета "Нижегородская правда" №9 от 10.02.2021
Подписка на газетуУвидев работы Елены Елюшкиной и Александра Пьянкова, их невозможно забыть. Удивительные иконы и картины из бересты находятся в коллекциях по всему миру. Среди заказчиков работ были сёстры Врангель – дочери знаменитого барона и военачальника, княжна Романова, другие известные политики и деятели церкви.
О возрождении уникального ремесла и о том, какой подарок художники готовят на юбилей Нижнего Новгорода, они рассказали корреспонденту «Нижегородской Правды».
Царское искусство
Началось всё 30 лет назад. Художник-график Елена Елюшкина встретила Вадима Логвина, занимавшегося возрождением почти утраченного искусства прорезной резьбы по бересте. И оно произвело на неё такое впечатление, что на его основе Елена создала своё направление искусства – резную икону в технике торцовой гравюры по дереву, которую она перенесла на бересту.
Оказалось, что в подобной технике в начале XIX века в Великом Устюге работали два художника, которым заказывали свои портреты члены царской семьи. Тогда береста была невероятно популярной. На знаменитой Всемирной выставке в Париже объём продаж русских изделий из бересты даже превысил объём продаж ювелирных украшений! Существовали и берестяные иконы – самые ранние из дошедших до нас датируются 1025 – 1029 годами и находятся в музее бересты в Новгороде. И вот нижегородские мастера возродили и дали старинному искусству новую жизнь.
Берёзовый цвет
Работа с берестой потребовала не только вдохновения, но и кропотливых усилий. Иногда от задумки до готового произведения проходит несколько лет. Сначала нужно собрать материал. Елена и Александр делают это летом, после праздника Троицы, когда сокодвижение прошло, дерево успокоилось, веточки опустились вниз. Тогда для березы не будет вреда.
– Мы заготавливаем бересту сразу на сезон, небольшими кусками и разных цветов, – рассказывают художники. – В итоге наша работа это, по сути, инкрустация разными цветами бересты. Мы не применяем ни тонировок, ни подкрашиваний. Только естественный цвет материала.
Цвет зависит от места произрастания берёзы: на солнечной опушке он будет золотым и даже платиновым, а чем более влажное место, тем темнее оттенок бересты.
И вот материал заготовлен, положен под пресс и ждёт своей судьбы. Елена делает эскиз, потом переносит его на бересту и проработанный пласт бересты отдаёт Александру, который вырезает и состыковывает картинку на деревянной основе. Потом всё это чернится и вощится.
Святое дело
Начинали нижегородские мастера с икон. Несмотря на необычный материал, все иконы самые настоящие, освящённые и созданные по благословению церкви. У Елены Елюшкиной и Александра Пьянкова есть огромные работы – такие как храмовая икона Петра и Февронии, которую можно увидеть в Никольском храме на Автозаводе.
Её размер 1 метр на 80 см!
– В далёком 1994 году нас благословил на работу с иконами настоятель Благовещенского мужского монастыря, – рассказывает Александр. – Сейчас он – владыка Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский. А тогда он служил в Нижнем, увидел наши работы и пригласил Елену возглавить иконописную мастерскую. Но у нас были другие планы, мы хотели вести и светское направление. И мы просто стали сотрудничать.
Тогда Елена восстанавливала для церкви почти утраченный образ Корсунской Божией Матери.
Кошачий глаз
Несмотря на то, что мастера прославились своими берестяными иконами, у них много работ светской тематики. Среди них великолепные бытовые зарисовки и изображения животных. Особенно популярны у зрителей котики.
– Елена – большая любительница кошек. Серия «Кошки в окошке» началась с шуточной работы, на которой был изображён кот, сидящий на подоконнике. А потом появилась и серия. Очень любят эти работы немцы – они все кошатники. Оказывается, даже есть название любителей котов – фелинологи, – объясняет Александр. – Другая большая серия наших работ – «Дерева». Мы даже свою мастерскую назвали «Древо жизни» – первая авторская работа Елены была про это древо. Мы шутим, что уже всю Европу засадили этими деревьями!
Их работы действительно разъехались по всей Европе, да и по всему миру – от Скандинавии до Новой Зеландии и Африки. Так что теперь копты в Эфиопии молятся на созданный нижегородскими мастерами образ Казанской Божией Матери. Один из друзей художников попросил сделать портрет своего кумира – Мао Цзэдуна. А сёстры Врангель в восторге от шкатулок и панно, созданных мастерами на славянскую тематику, основа которой – рыбы, грифоны, лисы, природные орнаменты.
Много необычных работ заказывают мастерам охотники. В итоге у них получился целый цикл про животных.
Юбилейный код
А недавно появилась в творчестве Елены Елюшкиной и Александра Пьянкова новая тема – тема старого Нижнего.
– Всё началось с того, что нам заказали работу, которая изображает дом детства одной из наших заказчиц, он расположен на улице Арзамасской, – рассказала Елена. – Друзья и соседи узнали изображённый на панно дом, и нам самим очень понравилась эта работа. Так что теперь мы планируем создать целый цикл работ, посвящённых Нижнему, и назвали его «Старый Нижний».
Кстати, береста – материал, который живёт веками.
– Если вспомнить, что в музеях есть предметы из бересты, которые существуют тысячу лет, то есть шанс, что и наши будут радовать не одно поколение зрителей! – надеются нижегородские мастера.