Игристый бизнес: как создавался Нижегородский завод шампанских вин
Газета "Деловая Газета НП" №82 от 19.10.2020
Подписка на газетуВ нашей рубрике, посвящённой новейшей истории региона, мы затронули очень непростую тему – вхождение бывших советских предприятий в новую систему экономических отношений. В прошлом номере мы рассматривали этот процесс на примере заводов Дзержинска. Однако через эти проблемы прошли не только крупные предприятия судостроительной, химической или автомобилестроительной отраслей, но и сравнительно небольшие заводы, одним из которых был Горьковский (с 1990 г. – Нижегородский) завод шампанских вин.
Второй пошёл
Решение о строительстве завода было принято после заседания Политбюро ЦК ВКП(б) в июне 1936 года. Планировалось построить заводы по производству шампанских вин в крупных городах страны в связи с тем, что «советские люди должны жить культурной зажиточной жизнью».
Первый завод был построен в системе Наркомпищепрома СССР в Ростове, второй – в Горьком.
В годы советской власти завод шампанских вин работал достаточно успешно и аккуратно поставлял «Советское шампанское» на столы советских людей. Однако в перестроечные годы у завода появились проблемы: в результате использования бартерных схем росли долги предприятия, и в 1993 году завод объявил о своём банкротстве. Главный кредитор НЗШВ, ООО «Форт», поставлявший на завод тару, под руководством Юрия Лисенкова, который возглавлял и совет кредиторов, отстранили от руководства прежнего директора П. В. Сохана. Вместо него был назначен Лисенков, с именем которого связана дальнейшая история данного предприятия.
В начале 2000‑х годов завод начинает развиваться, однако многие проблемы сохраняются.
В 2005‑м газета «Коммерсантъ» пишет о том, что «Палата по патентным спорам Федеральной службы интеллектуальной собственности приняла к рассмотрению возражение НЗШВ против предоставления правовой охраны товарному знаку «Советское». Сейчас товарный знак зарегистрирован за федеральным казённым предприятием «Союзплодоимпорт» («Коммерсантъ», 18.05.2005). С аналогичным иском в Палату по патентным спорам уже обращался Московский комбинат шампанских вин.
Советское или российское?
Проблема состоит в том, что ФКП «Союзплодоимпорт» в рамках реализации новой программы по развитию государственных объектов интеллектуальной собственности получило свидетельство о регистрации данного товарного знака и на этом основании «уведомило производителей шампанского «Советское» о необходимости заключения лицензионного соглашения на право использования товарного знака». После отклонения исков Роспатентом многие производители (в том числе и Московский комбинат шампанских вин) заключили с «Союзплодоимпортом» лицензионные соглашения, и единственным, кто «до сих пор пытается бороться за товарный знак, остаётся Нижегородский завод шампанских вин».
Это лицензионное соглашение даёт возможность «Союзплодоимпорту» получать вознаграждение от производителя (роялти) в размере 80 копеек с каждой выпущенной бутылки, что составляет более 60 млн рублей в год.
Позднее стало известно, что «Нижегородский завод шампанских вин (НЗШВ) прекратил выпуск «Советского шампанского. Это первый случай, когда завод отказывается от выпуска шампанского под популярным брендом из-за конфликта с правообладателем» («Коммерсантъ», 19.08.1995). По прогнозам экспертов, нижегородское предприятие из-за прекращения выпуска «Советского» потеряет не менее 20 – 25% рынка сбыта. Отказавшись от «Советского», НЗШВ все производственные мощности задействовал под выпуск другой товарной марки – «Российское шампанское», хотя борьбу за право выпускать «Советское шампанское» прекращать не намерен.
В порядке бренда
В октябре того же 2005 года НЗШВ подготовил новые возражения против правовой охраны товарного знака «Советское», однако вскоре они были отозваны в связи с процедурными вопросами. В общении с корреспондентами Ю. В Лисенков отмечал, что «Советское шампанское» – это общесоюзный бренд «и «Союзплодоимпорт» не вправе его присваивать: «Мы выпускаем «Советское» с 1940 года, а «Союзплодоимпорт» был создан в 1969‑м, а потом вообще развалился на долгие годы». («Коммерсантъ», 13.10.2005).
В 2006 году ФКП «Союзплодоимпорт» просит дополнительное время для подготовки доказательств, на что появляется возражение руководства НЗШВ: «Союзплодоимпорт», в штате которого 150 юристов, просит ещё полгода для подготовки доказательств. Я думаю, что ответчик намеренно затягивает процесс, не желая разбираться цивилизованным путём». Заместитель генерального директора НЗШВ по правовым вопросам Владимир Егоров сообщил, что «за последние два года по инициативе «Союзплодоимпорта» на заводе прошло несколько десятков прокурорских проверок» («Коммерсантъ», 23.05.2006).
Затянувшийся судебный процесс по поводу лицензионного соглашения завершился только в 2009 году, когда, «проиграв разбирательства, в конце октября прошлого года НЗШВ получил сублицензию на «Советское» у лицензиата «Союзплодоимпорта» ООО «Рекламное агентство «Кауфман Продакшн» («Коммерсантъ», 27.01.2009).