Исполнилось 110 лет с начала Первой мировой войны
Газета "Новое дело" №31 от 08.08.24
Подписка на газетуВ последнее время среди ряда публицистов и политиков распространяется миф о якобы Второй Отечественной войне, которой была Первая мировая, чьё 110-летие выпало на эти дни. Да, таковой в своё время эту войну объявили царские пропагандисты. Однако само время опровергло это наименование…
Отечественной эта война не стала ни для советской историографии, которая именовала её империалистической, ни для белоэмигрантской. Эмигранты, участники войны, называли её в своих работах по-разному: мировая, Великая, германская, но никто не употреблял слова «отечественная»! И не только потому, что война в итоге оказалась проигранной, но и по причине революционных потрясений 1917 года, которые во многом были спровоцированы именно этой военной драмой. А война, которая не объединила, а наоборот, расколола общество, Отечественной просто не может быть по определению!
Не ведаю, по какой именно причине вводится сегодня ложный тезис о Второй Отечественной. Скорее от нелепой апологетики царского режима, у которого его современные поклонники видят в плюсе абсолютно всё – от внутренней до внешней политики, включая Первую мировую. Каковы их аргументы? Чаще всего апологеты-монархисты ссылаются на беспримерные подвиги русской армии, совершённые во время войны. Спору нет, и русская армия, и русские спецслужбы проявили немало профессионализма и героизма в ходе боевых действий. Однако никакой отдельно взятый воинский подвиг не может объективно объяснить ни причин самой войны, ни её характер, ни её роль в самой российской истории. А вот здесь монархисты ничего внятного и убедительного сказать не могут.
Между тем понятие «Вторая Отечественная» опасно не только историческим невежеством, но и ложными выводами, неизвлечёнными уроками. Остановлюсь только на главных из них…
Урок номер один. России эта война была чужая
Главной причиной Первой мировой войны стали глубокие противоречия между Британией и Германской империей. Германия, объединившаяся в единое государство во второй половине XIX столетия, стала мощным экономическим противником британской короны. По уровню промышленного производства Германия перегнала Англию и заняла первое место в Европе. Как пишут профессиональные исследователи, германские товары всё больше и больше вытесняли английских конкурентов на европейском рынке – в то время как Германия реализовывала 67% своего экспорта, Англия – лишь 38%. Дело дошло до того, что Германия начала теснить британцев и на их внутреннем рынке, в результате чего британские текстильщики и металлурги ультимативно потребовали от своего правительства закрыть Британию от немецкой продукции.
Не менее острым был конфликт и по вопросу колоний, откуда завозились столь нужные для экономики ресурсы. Германия прямо поставила вопрос о «несправедливых колониальных владениях» других европейских стран в Африке и в Азии, особенно Британии – мол, нам при колониальном разделе мира достались только «крохи». И под это дело приступила к строительству сильного военно-морского флота. Если в 1900 году (в сравнении с предыдущими годами) английский военно-морской бюджет увеличился на 186%, то германский поднялся аж на 375%! А это уже был открытый вызов англичанам – и не только потому, что они привыкли господствовать на морях и океанах, но и потому, что усмотрели угрозу нового колониального передела планеты, и не в свою пользу.
Поэтому британцы срочно принялись сколачивать антигерманскую военную коалицию под названием Антанта. Францию в эту коалицию удалось втянуть по причине жажды французского реванша за поражение от Германии в войне 1870 – 1871 годов. Россию – главным образом из-за противоречий с германским союзником, Австро-Венгерской империей по проблеме сферы влияний на Балканском полуострове, где наша страна провозгласила себя, говоря словами одного современника «защитником южного славянства от гнусных австрийских происков». Впрочем, была ещё одна существенная причина.
В начале ХХ века экономика России попала в сильную зависимость от иностранного капитала, прежде всего англо-французского – в отдельных отраслях эта зависимость достигала просто чудовищных размеров, до 40 – 60%. К 1913 году внешний долг Российской империи, по некоторым оценкам, составил почти 9 миллиардов рублей – только по процентам Россия ежегодно платила 183 миллиона.
Как верно заметил по этому поводу историк, диакон Русской Православной Церкви Владимир Василик: «Большая часть этих заимствований была сделана во французских и английских банках. Соответственно, Франция и Британия рассчитывали, что за свои долги Россия будет расплачиваться кровью своих солдат». Что, собственно, и случилось в 1914 году…
Урок второй. Кому война, а кому – мать родна
Социальные противоречия Российской империи, и без того острые, во время войны только обострились. Потому что для кого-то война стала тяжёлой обузой, причиной больших потерь и страданий, а для кого-то – источником просто сказочного, невиданного доселе обогащения по принципу: кому война, а кому – мать родна. Обогащалась на войне политическая и деловая элита страны.
Так, уполномоченный царского правительства по Нижегородскому промышленному району генерал-майор Д.А. Скрябин, следивший за выполнением оборонных заказов в нашем регионе, с возмущением писал в столицу, что часто получение военных заказов шло через «вторые руки» (то есть процветала спекулятивная перепродажа выгодных подрядов), также практиковалась коммерческая передача «неподъёмных заказов со скидочкой в другие районы». В итоге, власть не только не имела возможность толком контролировать исполнение контрактов, но и часто сталкивалась с откровенным производственным браком (особенно с обмундированием и воинским снаряжением), а также с немыслимо завышенными расценками.
В Нижнем Новгороде эту коммерческую вакханалию возглавлял городской голова, купец-миллионер Дмитрий Васильевич Сироткин. О его «коммерческих подвигах» я уже не раз писал на страницах нашего издания. Замечу лишь, что «чудить» Дмитрий Васильевич начал чуть ли не с самого начала войны. Уже в 1914 году разразился скандал по поводу того, что городской голова организовал речную перевозку хлеба для армии по ценам, которые более чем на 50% превышали официальные расценки. Дальше было только больше.
Дело дошло до того, что 9 октября 1915 года начальник Нижегородского Губернского Жандармского Управления Иван Петрович Мазурин направил на имя начальника департамента полиции подробный рапорт обо всех злоупотреблениях Сироткина. Из этого рапорта выходило, что не было в Нижнем ни одного сомнительного деяния, в котором бы лично не поучаствовал глава города – от содействия уклонения от призыва в армию близких и полезных людей до всевозможных коммерческих махинаций.
«Наша лощёная буржуазия из всего извлекает свой собственный интерес. Детей своих она устраивает на тёпленьких местечках… лишь бы подальше от фронта. Но и этого мало. Она не стыдится доставлять для бойцов за Родину гнилые куртки, сапоги с картонными подмётками и тухлое мясо. Но и этого ей мало. Она раздувает всякого рода спекуляцию, через взяточничество расстраивает транспорт, укрывает посредством банков запасы необходимых предметов, вздувает цены до чудовищных размеров. Она, одним словом, грабит беспощадно, дерёт последнюю шкуру».
Знаете, кто это написал? Думаете, какой-либо революционный автор? А вот и нет – это цитата из газеты «Козьма Минин», органа нижегородского отделения «Союза русского народа», самой на тот момент верной и лояльной царскому режиму политической силы. Так что можно представить, до чего купцы довели нижегородцев, если даже провластное издание вот ТАК прошлось по их деяниям! Кстати, эта оценка перекликается с докладами начальника НГЖУ Мазурина о настроениях жителей губернии за 1916 год – по мнению Мазурина, именно всевозможные афёры буржуазии, в том числе и спекуляция продовольствием, вызвали нарастание массового народного гнева.
В общем, простой народ, который и до того особо не понимал целей войны, к 17-му году озлобился окончательно. Оказалось достаточно небольшой искры, чтобы вспыхнул революционный пожар…
…Вот таков был истинный характер «Второй Отечественной». Согласитесь, что уроки этой войны сохраняют свою актуальность и поныне…
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что памятник погибшим в годы Первой мировой войны открыли в парке Кулибина в Нижнем Новгороде.