Исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного лётчика Валерия Чкалова
Газета "Нижегородская правда" №7 от 07.02.24
Подписка на газету2 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного лётчика Валерия Чкалова. Его яркая и стремительная, как полёт самолёта, жизнь не перестаёт вызывать восхищение. И сожаление, что так мало было отведено ему времени… Словно предчувствуя это, он старался успеть всё по максимуму – и в небе, и на земле. О знаменитом земляке много писала наша газета – тогда «Горьковская коммуна». В рассказах тех, кто лично знал воздушного аса, он предстаёт человеком совершенно невероятным.
С мечтой о небе
Прадед и дед будущего лётчика были бурлаками, а отец Павел Григорьевич стал мастером котельного дела. Трудился на Сормовском заводе, а потом переехал в Василёво. Там были мастерские по ремонту судов и затон для их зимовки.
Из родного Высокова Павел взял жену Арину Ивановну. Построил в Василёве дом. Родились дети.
Отец будущего лётчика славился большой силой и мастерством. Ему поручали самые сложные задания. Например, когда в 1896 году в Нижний Новгород на всероссийскую выставку направлялась английская делегация и в пути сгорел котёл, в Пучеж, где остановился пароход, вызвали именно Павла Чкалова, и он быстро котёл починил, вызвав восторг пассажиров.
Но вот в семью пришла беда. Арина Ивановна умерла. Валерию тогда было шесть лет. Заботы о нём взяла на себя старшая сестра Анна. А затем отец снова женился. Наталья Георгиевна приняла его детей как своих. Валерий Чкалов очень её полюбил.
Будущий лётчик рос отчаянным мальчишкой. «Сообразительный, живой, неугомонный ученик, не знавший, куда девать удаль, смелость и крепость рук. Руководитель ребячьих похождений», – вспоминал о нём учитель Яковлев в книге «Великий лётчик нашего времени», подготовленной редакцией «Горьковской коммуны» и вышедшей в январе 1939 года.
Но на первом месте в семье был труд. Чкалов вспоминал, что отец уже 12‑летним брал его с собой в затон. Подростком Валерий стал работать кочегаром на землечерпалке, а затем на пароходе «Баян».
Однако мечты его были о другом. Чкалов вспоминал потом, как на пароходе, заслышав шум мотора в воздухе, выскакивал из кочегарки и жадно следил за исчезающей на горизонте машиной…
Высший пилотаж
В 1919 году Валерий Чкалов записался добровольцем в Красную армию. Его направили в Канавинский авиационный парк слесарем по ремонту самолётов. «Помню, с какой завистью провожал я в воздух десятки раз чинённые самолёты, с каким усердием изучал я машины, как боготворил я лётчиков, бравших иногда меня в полёт», – вспоминал Валерий Павлович.
После каждого такого полёта он просил командование авиапарка отправить и его учиться. И вот наконец в августе 1921 года его зачислили в Егорьевскую авиационную школу. Там преподавали теорию, а на практику направили в Борисоглебск.
В августе 1923 года Валерий Чкалов совершил первый самостоятельный полёт. И уже сразу стала видна его тяга к экспериментам. Как-то на учебной машине он совершил такие виражи, что инструктор сделал замечание. Чкалов в ответ сказал, что лишь хотел показать, что машина на многое способна.
Потом были Московская школа высшего пилотажа, Высшая школа стрельбы и бомбометания.
А с января 1933 года Валерий Чкалов стал лётчиком-испытателем. Среди людей этой профессии все отличаются смелостью, отвагой. Но Чкалов и на их фоне выделялся. «Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений. Этим он и отличался от многих, даже очень храбрых», – вспоминал генерал-полковник авиации Михаил Громов.
Сам Валерий Павлович писал: «Смелость, говорят, города берёт. Но это только тогда, когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями».
К знаниям Чкалов стремился постоянно. Все отмечали его исключительную начитанность. А уж удали ему и подавно было не занимать. Однажды на самолёте У‑2, с пассажиром, он пролетел между двумя соснами, стоявшими друг от друга на меньшем расстоянии, чем размах крыльев. Поставил машину на ребро.
А знаменитый пролёт под мостом? Этот случай едва не стоил Чкалову лётной карьеры, а потом… спас жизнь его коллеге! В начале Великой Отечественной войны газета «Правда» написала о лётчике Рожнове, который попал в очень трудное положение: его настигал немецкий самолёт. И вдруг наш лётчик увидел перед собой железнодорожный мост. И вспомнил о Чкалове! Он нырнул под мост и благодаря этому виражу спасся.
Запросто с народом
В мае 1935 года за исключительную смелость при испытании самолётов Валерия Чкалова наградили орденом Ленина. А впереди были сенсационные маршруты: 56 часов 20 минут беспосадочного полёта с фантастически смелой посадкой на острове Удд, 63 часа 25 минут пути над Арктикой до американского аэродрома Баракс в штате Вашингтон.
Но несмотря на всемирную славу, звание Героя Советского Союза, мандат депутата Верховного Совета СССР, звёздной болезни у лётчика не было. С людьми он общался запросто. Колхозница из Гагинского района Любовь Гусятова, не раз встречавшаяся с Валерием Чкаловым, рассказывала в «Горьковской коммуне», как лётчик, узнав, что она собирается в столицу, дал свой адрес и сказал:
«Если не зайдёте в Москве, буду считать за обиду».
А когда она действительно пришла в гости, отложив все дела, отвёз на аэродром, поднял в небо на самолёте, показал Москву.
К слову, полёты Чкалов с удовольствием устраивал и для своих родных. Наталья Георгиевна рассказывала «Горьковской коммуне»:
«Струсила я сначала, а потом подумала, что с таким сыном ничего не страшно!»
Особое внимание у Чкалова было к своим землякам. Старался выполнить любую просьбу. Секретарь Чкаловского райкома партии Калин рассказывал нашей газете, как однажды лётчика пригласили на открытие клуба в Катунках. Была очень плохая погода. Штурвальный не решался выводить катер, но Чкалов сказал, что берёт ответственность на себя. На обратном пути даже сам повёл судно.
А однажды, когда случился большой пожар и фронт огня двигался к торфопредприятию «Чистое», Валерий Павлович, узнав об этом, сразу выехал из Горького и сумел так организовать людей, что огонь одолели…
Люди любили Чкалова. Его гибель 15 декабря 1938 года стала горем для всей страны.
Ровно через два года в Горьком был открыт памятник лётчику-герою – на Верхневолжском откосе, откуда сам он так часто любовался красавицей Волгой. И необъятным небом над ней…