H
H e
S L n s
с
Не герой? Почему Колчак был обречён на гибель

Исполнилось 150 лет со дня рождения адмирала Колчака

Исполнилось 150 лет со дня рождения адмирала Колчака

Его не любили ни свои, ни чужие

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Поначалу я ничего не хотел писать о минувшем недавно 150-летнем юбилее одного из лидеров белого движения эпохи гражданской войны адмирала Александра Васильевича Колчака. Ибо уже изложил о нём в нашей газете, наверное, всё, что только можно. Однако казённая пропаганда как раз к юбилею отчего-то решила сделать из Колчака «российского героя». Свидетельством тому является документальный фильм о Колчаке – «Жизнь и смерть за Россию», который прошёл на нашем Центральном телевидении.

Поэтому решил откликнуться… Анализировать эту «документалку» не стану – ибо, мягко говоря, в ней больше пафосных мифов, чем исторической правды. Скажу проще, Колчак – это не тот человек, из которого следует лепить образ «российского героя». Вот только один момент из его биографии – в момент краха белого движения в Сибири сам адмирал предпочёл эвакуироваться на восток не с русскими беженцами и не со своей отступавшей армией, а в железнодорожном эшелоне западных союзников, которые в самом начале 1920 года, собственно, и выдали его революционерам из Иркутска, позднее приговоривших адмирала-неудачника к расстрелу…

Отчего же вождь белого движения пошёл на такой самоубийственный шаг?

Версия один. Армия больше ему не верила

Вообще, «героя» из Колчака сделала белая эмиграция. Это она создала миф о «великом человеке», который-де геройски погиб «в борьбе с безбожным коммунистическим интернационалом». Однако всё это было уже после гражданской войны, а вот в ходе её отношение к Колчаку у белых было, мягко говоря, несколько иным…

Адмирал Колчак, будучи в молодости неплохим полярным исследователем, а позже – средних способностей морским офицером, именно как вождь белого движения оказался никудышным, причём во всех отношениях: и как администратор, и как сухопутный главнокомандующий! Мало того, хорошо знавшие адмирала люди характеризовали его как человека нервного, неуравновешенного, склонного к истеричности, не умеющего ничего доводить до конца.

Об этом в своих дневниках и воспоминаниях писали многие его соратники – управляющий делами колчаковского правительства Георгий Гинс, военный министр этого же правительства барон Алексей Будберг, офицер колчаковской армии Иосиф Ильин… Нет, они не давали крайне жёстких оценок, но даже из написанного ими уже можно делать определённые выводы.

Известно, например, что для нужд своей армии Колчак купил за границей большое количество военной амуниции – обмундирование, снаряды, винтовки, патроны. Однако почти всё это застряло в портах Дальнего Востока из-за повальной коррупции колчаковских чиновников на железной дороге и до фронта так и не дошло. По словам Георгия Гинса, адмирал был очень этим расстроен и потому буквально вышел из себя – кричал на окружающих, стучал кулаком по столу и швырял все предметы, которые попадались под руку. А после в нервном припадке хватал перочинный нож и ожесточённо резал ручку кресла!

Однако когда истерика проходила, всё оставалось, как и было – наказания никто не нёс и произвол продолжался. Поэтому колчаковская армия по своему внешнему виду больше напоминала толпу оборванцев, чем нормальное войско. Могла ли такая армия симпатизировать своему вождю? Сомнительно…

Видимо, Колчак чувствовал эту неприязнь, поэтому в самом конце 1919 года, когда пришлось отступать под натиском Красной армии, он так и не решился лично возглавить отход своего войска, предпочтя комфортный салон-вагон западных союзников. Примечательно, что остатки колчаковской армии, которые смогли вырваться из Сибири на Дальний Восток, позднее никогда не именовали себя колчаковцами. Они называли себя каппелевцами – по имени своего последнего главкома, генерала Владимира Оскаровича Каппеля, который до последнего шёл вместе с армией и погиб в том тяжёлом Ледяном походе.

Думаю, что это обстоятельство прямо говорит само за себя…

Версия два. Спасал золото

Апологеты Колчака утверждают, что адмирал, присоединившись к интервентам, тем самым якобы спасал часть золотого запаса бывшей Российской империи, который белые захватили ещё в 1918 году. По словам апологетов, «золотой эшелон» Колчака мог передвигаться только по железной дороге – других способов транспортировки просто не было. Ещё в колчаковской столице Омске западники предлагали Колчаку свои услуги по вывозу «золотого эшелона» на Дальний Восток, но он якобы мужественно ответил, что лучше отдаст золото большевикам, чем им. Да, он в конце концов согласился перевезти золото в поезде интервентов, но только при условии своего личного присутствия. Разве это не подвиг? – вопрошают сегодня растроганные поклонники адмирала.

Возможно… Однако вот что смущает в этой версии – почему в момент эвакуации непосредственно и самого Колчака, и золото охраняли вовсе не русские солдаты, а легионеры Чехословацкого корпуса, считавшегося на тот момент частью французской армии? Почему Колчак не потребовал именно русской охраны? Думается, потому, что он никогда не был самостоятельной политической фигурой.

Здесь надо вспомнить, что самого адмирала во главе белого движения поставили именно западники. Как я уже писал в нашей газете, немалую роль здесь ещё сыграли интриги британских интервентов, считавших Колчака полезным для интересов Британии. С их помощью адмирал в ноябре 1918 года, собственно, и стал Верховным белым правителем…

А в марте 1919 года – по требованию тех же западников – в Сибири появился так называемый Межсоюзный железнодорожный комитет, который включал представителей каждой иностранной державы, участвовавшей в интервенции на территории Сибири: британцы, американцы, французы, японцы и только частично русские. Как написал по этому поводу один историк:

«Фактически принятие этого документа означало, что под контролем «союзников» оказывалась вся Транссибирская магистраль… Согласившись на такие условия, Колчак сам заведомо ставил себя в зависимое положение, фактически превращая своё «Российское правительство» в административный орган протектората союзных держав».

Поэтому в момент крушения режима у Колчака особого выбора не было – по железной дороге он мог передвигаться только с разрешения интервентов. Никто его мнения насчёт золота, скорее всего, спрашивать не собирался, и на самом деле, вопреки более поздним мифам, никаких условий интервентам сам Колчак не ставил – его вообще западники взяли с собой из милости, в качестве своеобразного приложения к заветному золоту.

«Колчака везли в поезде под конвоем, состоявшим из чехословацких солдат, подчинявшихся командованию Чехословацкого корпуса и французской военной миссии, – указывает тот же историк. – Получается, что на самом деле адмирал Колчак не контролировал даже собственные железные дороги на территории, которая вроде как числилась под его властью. Он находился в такой ситуации, что даже не смог привлечь на помощь ещё относительно многочисленные части и подразделения своей армии».

Дальнейшее стало закономерным. В январе 1920 года в Иркутске поднял восстание революционный Политический центр, состоявший из меньшевиков, эсеров и большевиков. Повстанцы захватили город и предъявили ультиматум двигавшимся в сторону Дальнего Востока интервентам – либо они отдают Колчака и золото восставшим, либо красные партизаны начнут взрывать железнодорожные тоннели возле озера Байкал, что для иностранцев означало верную гибель.

Западники с лёгкостью отдали адмирала революционерам – как потом оказалось, на верную смерть. А вот с золотом, которое союзники ценили явно выше адмирала, получилось не так просто. После длительных переговоров и ряда проволочек иностранцы всё же передали его революционерам. Золото потом вернулось в красную Москву, хотя и не всё – часть золотого запаса иностранцы успели прикарманить, особенно в период правления адмирала. Впрочем, это уже совсем другая история…

…Вот такой печальный финал Колчака, где нет ничего геройского. Думаю, если бы ему удалось бежать за границу, его былые соратники потом проклинали бы его не меньше, чем, например, эмиграция проклинала бывшего главу Временного правительства Александра Керенского. Но адмирала расстреляли, поэтому вокруг его персоны сложилось множество апологетических мифов, возник настоящий культ Колчака, живущий, к сожалению, и поныне. Думаю, что потакать этому культу точно не стоит…

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему русский народ не поддержал генерала Деникина.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::