Исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина
Газета "Новое дело" №22 от 06.06.24
Подписка на газетуБедный поэт… Кажется, судьба Александра Пушкина, чей 225-летний юбилей отмечается сегодня, была наглядной иллюстрацией к этому устойчивому выражению. Несмотря на знатное происхождение и сумасшедший успех, гений всё время страдал от безденежья. И ушёл в мир иной, оставив семье огромные долги.
При этом зарабатывал он, в пересчёте на нынешние деньги, миллионы долларов. Куда же делось состояние Пушкина?
Он был глубокий эконом
Вообще семейство Пушкиных не ладило с деньгами изначально. В XVII веке они принадлежали к высшей знати, но потом стали рядовыми дворянами.
Отец поэта Сергей Львович не питал никакого интереса к хозяйственным делам, жил в городе и предавался удовольствиям. При этом барская безалаберность отца поэта, по выражению литературоведа Юрия Лотамана, сочеталась с болезненной скупостью.
Домашнюю бухгалтерию и заботы по хозяйству Сергей Львович переложил на свою жену Надежду Осиповну. Она справлялась с этим на свой манер. Современники описывали, что в доме Пушкиных дорогая мебель соседствовала с пустыми комнатами, а роскошные наряды – с элементарным отсутствием продуктов.
У Пушкина во время учёбы в Царскосельском лицее часто не хватало денег на извозчика. Он вращался в высшем свете, одевался в самом дорогом магазине Санкт-Петербурга, волочился за дамами, кутил и играл. На всё это нужны были деньги…
Свои первые заработки Пушкин получил как чиновник. Собственно, знаменитый Царскосельский лицей готовил именно госслужащих. По окончании учебного заведения выпускников разделили на два разряда. Лучшие получили чин 9‑го класса, а Пушкин – 10-го. Он стал коллежским секретарём и был определён на службу в Коллегию иностранных дел. Едва получив это место, 18-летний Пушкин ушёл в отпуск сразу на два месяца и уехал в Михайловское. Его отпустили без проблем – загрузки для молодого специалиста в коллегии оказалось немного.
Даже выйдя из отпуска, он занимался в основном тем, что принимал срочную корреспонденцию и дипломатическую почту. За это Александр Сергеевич получал жалованье – 700 рублей в год (то есть около 60 рублей в месяц), что, конечно, было катастрофически мало. Впрочем, вскоре он лишился и этого: за вольнодумные настроения, дружбу с декабристами и эпиграммы против правительства Пушкина сослали на юг и оставили без жалованья.
Тогда-то Александру Сергеевичу и пришла в голову революционная по тем временам идея – зарабатывать литературным творчеством.
Стишки для вас одна забава
Первый авторский гонорар Пушкин получил за «Руслана и Людмилу» – 1,5 тысячи рублей. Осознав, что знаменит, стал просить больше денег за свои произведения. За «Повести Белкина» ему заплатили уже 5 тысяч, за «Бориса Годунова» – 10, а за роман в стихах «Евгений Онегин» – целых 12 тысяч рублей. По тем временам это была астрономическая сумма!
Как подсчитал пушкиновед Смирнов-Сокольский, за 17 лет творчества Пушкин получил гонорарами свыше 255 тысяч рублей (73 тысячи рублей серебром). В пересчёте литературоведов, это почти 2,2 миллиона долларов.
Кроме того, часть произведений Пушкина – например, сказки и некоторые стихи были опубликованы в журналах, где его гонорар составлял 10 рублей за строчку. Именно Пушкин превратил литературу из забавы для аристократии в профессиональный труд.
Однако все его доходы съедала привычка поэта жить на широкую ногу. Он не скупился на атрибуты успеха: дорогая одежда, экипаж, квартира. По возвращению из ссылки поэт устроил такой кутёж, что ему позавидовали первые богачи Петербурга. Вдобавок он был заядлый игрок и спускал в карты суммы, которые могли бы сравняться с годовым доходом.
Всё это заставляло поэта постоянно крутиться в поисках средств. Долгое время именно литература оставалась его единственным источником дохода.
Пушкин хотел поправить свои материальные дела с помощью женитьбы. Однако состоятельной невесты всё не появлялось на горизонте. Да и Александр Сергеевич долго не мог хранить верность своим возлюбленным. Стоило ему добиться предмета обожания, как он тут же охладевал и из пылкого влюблённого превращался в ядовитого циника. Чего только стоит история Анны Керн, которой Пушкин посвятил своё знаменитое «Я помню чудное мгновение». Поддавшись его напору и страсти, Анна бросила мужа-генерала, вскоре после чего Пушкин утратил к ней интерес и больше не участвовал в её судьбе. Керн же была вынуждена продать его письма, чтобы не умереть от голода.
Так что слава мота и повесы прочно закрепилась за Пушкиным. Так было до тех пор, пока на одном из балов он не познакомился с 16-летней Натальей Гончаровой. Александр Сергеевич был настолько пленён, что забыл о своих меркантильных планах. Теперь он мечтал только об одном – жениться на Наталье Николаевне.
Эта женитьба в итоге и столкнула его в финансовую пропасть.
Нескупой рыцарь
Наталья Гончарова была действительно удивительной женщиной. Представительница дворянского рода, она получила прекрасное домашнее образование – в сохранившейся детской тетрадке она в 10 лет размышляла о государственном устройстве Китая. Сама Гончарова признавалась, что по-французски ей было легче изъясняться, чем по-русски.
Вот только финансовые дела у её семьи шли неважно. Поэтому Наталью, с детства отличавшуюся особенной красотой, рано начали вывозить в свет в надежде заполучить богатого жениха. Пушкин под эту категорию не подходил. И когда первый раз посватался к Наталье Николаевне, не получил в ответ от её родителей ни да ни нет. Два года он добивался руки своей возлюбленной и в конце концов получил заветное согласие. Но матери невесты Наталье Ивановне, расчётливой и властной женщине, не хотелось, чтобы её дочь выходила замуж без приданого.
И Пушкин помчался в Болдино, чтобы заложить 200 душ крестьян, которые подарил ему отец. Дальнейшая история хорошо известна нижегородцам. Внезапный карантин из-за холеры заставил Пушкина задержаться в имении на три месяца, которые стали самым насыщенными и продуктивными в его творчестве. Вероятно, это был последний выдох перед круговертью житейских дел, которые захватили его после женитьбы.
Благополучно заложив имение, Пушкин получил порядка 38 тысяч рублей. Из них 11 тысяч сразу отдал будущей тёще на приданое. Свадьба состоялась в феврале 1831 года и сопровождалась дурными предзнаменованиями: во время венчания кольцо жениха упало, а свеча потухла.
Тем не менее, они были счастливы. После смерти Александра I Пушкин вышел из опалы. Более того, новый монарх Николай I стал его покровителем. Пушкина он считал умнейшим человеком, обеспечил ему должность – по поручению императора Александр Сергеевич работал в архивах, изучал историю пугачёвского восстания и получал 5 тысяч в год.
Но всё это было каплей в море. Пушкин делился с друзьями, что после женитьбы был готов к тому, что траты вырастут втрое. Но они выросли в десять раз!
Слава о красоте жены поэта полетела по свету. Их приглашали всюду. Наталье, которая большую часть жизни провела с деспотичной матерью, эта светская круговерть была по душе. Платья, драгоценности, экипаж, выходы в театр, жильё (10 – 14 комнат), слуги… Ей было чуть за 20 – самое время блистать и радоваться жизни.
«Кружусь в свете, жена моя в большой моде – всё это требует денег», – писал поэт.
А тут ещё один за другим рождаются четверо детей, а сёстры Натальи приезжают в Петербург – и снова нужны деньги, чтобы одеть их и выдать замуж.
В итоге за недолгих шесть лет семейной жизни у поэта накопилось долгов на 139 000 рублей. После дуэли, понимая, что умирает, больше всего Пушкин переживал, как его жена будет платить по этим счетам. К счастью, ей этого делать не пришлось – долги за семью Пушкина заплатил Николай I.
А сокровища, которые поэт оставил в мировой литературе, не измерить никакими деньгами.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что управляющий ВТБ в Нижегородской области Всеволод Евстигнеев принял участие в проекте «Читаем Пушкина».