Исполнилось 95 лет со дня рождения советского актёра Петра Щербакова
Газета "Новое дело" №29 от 25.07.24
Подписка на газетуМногие зрители помнят Петра Щербакова, который 21 июля мог бы отметить 95-летие, именно по этой роли – начальника отдела общественного питания Бубликова в «Служебном романе», который чуть не извёлся, глядя на стройные ножки сослуживиц. К женской красоте актёр был неравнодушен и в жизни. Вероятно, поэтому его собственная судьба напоминает крутую мелодраму, финал которой, кажется, остался открытым…
Рабочий настрой
Природа не наделила его эталонной красотой, зато обаяния Петру Щербакову было не занимать. Он родился в Калужскй области, куда родителей Петра – работников крупного столичного завода – отправили поднимать местный колхоз.
После войны семья вернулась в Москву, отец устроился в конструкторское бюро ЗИЛа, а вскоре туда же пришёл работать его сын. Петру пришлось совмещать учёбу в автомеханическом техникуме с работой в штамповочном цехе. По вечерам он порой валился с ног, но техникум окончил с отличием и без экзаменов поступил в вуз на специальность инженера.
Молодой человек так бы, наверное, и продолжил рабочую династию, но вмешался случай. Старшие сёстры Щербакова занимались в кружке художественной самодеятельности. Девушки уговорили брата прийти на просмотр. И Петру с его доброй улыбкой и открытым лицом сразу предложили несколько ролей.
Творческая жизнь Щербакову понравилась настолько, что он решил попытать счастья и поступить в ГИТИС. «Пускай ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь», – заявил он педагогам. Те посмотрели и решили, что такой типаж им необходим.
Окончив вуз, молодой актёр направился в Германию, где работал в театре Советских войск. А вернувшись, был принят в «Современник».
Одновременно Щербаков начал сниматься в кино. Съёмки одного из фильмов – «Страницы былого» – проходили в Одессе и стали поворотными в его жизни. Там Пётр познакомился с балериной Светланой. На черноморском побережье чувства разгорелись быстро. Вскоре молодые люди отправились под венец, а потом… так же стремительно расстались. Щербакову надо было возвращаться в Москву, а Светлана покидать родной город не захотела. Он же не мог отказаться от столичных перспектив. Да и настоящая слава была уже не за горами.
Служебный роман
Всесоюзную известность Петру Щербакову принесла роль Славки Уфимцева в фильме «Добровольцы». Герои картины стали символом целого поколения молодёжи, которая восстанавливала страну после войны.
Образ настоящего мужчины вообще был близок Щербакову – он не раз воплощал на экране генералов, лётчиков, служителей порядка.
Немало было в его карьере и начальников, бюрократов, партийных функционеров. С ними Щербаков был знаком не понаслышке – в «Современнике» он служил не только актёром, но и продвигался по партийной линии, занял должность парторга. Коллеги любили его за ответственность, справедливость и неравнодушие. К тому же Пётр Иванович умел находить общий язык с чиновниками, а потом с блеском воплощал их манеры на экране. Но для себя никогда ничего не просил. Долгие годы он даже не имел собственного жилья – ютился под одной крышей с матерью и сёстрами.
При этом личная жизнь актёра бурлила. По мере того как Щербаков набирал популярность в кино, театре, вокруг него становилось всё больше поклонниц. Он любил женщин, умел красиво ухаживать. Но, обжегшись на первом браке, жениться не спешил.
А потом сделал предложение девушке не из артистической среды – его вторая жена Нина работала инженером. В муже души не чаяла, даже приходила к нему в театр кормить бутербродами. В 1971 году у пары родился сын Андрей. Щербакову было уже 42. А через три года Нины не стало – она скончалась после тяжёлой болезни.
Справиться с этим испытанием актёру помогла… новая любовь.
Галина Лиштванова работала в «Современнике» билетёром. Пришла туда в 23 года. Театр она любила всегда, но в творческий вуз не прошла по конкурсу. Устроилась на завод, а в свободное время играла там же в театральной студии. Их преподаватель Людмила Иванова (Шурочка из «Служебного романа») и помогла ей устроиться в «Современник».
Девушка как будто попала в сказку – творческая атмосфера, громкие премьеры, известные актёры. Конечно, она мечтала встретить там и свою любовь. Но когда Щербаков начал оказывать ей знаки внимания, Галина старалась держаться на расстоянии. Он был на 14 лет старше, уже начал лысеть, вдобавок избалован женским вниманием, плюс женат – не таким она видела своего прекрасного принца.
Долгое время их отношения оставались чисто дружескими. Галина была рядом, когда у Петра Ивановича заболела жена, поддерживала, говорила что Нина выздоровеет. Но чуда не случилось.
На поминках она вместе с другими сотрудницами театра помогала накрывать на стол, мыла посуду. Вдруг Щербаков повернулся к ней и сказал: «А теперь я подумаю о тебе». «Пётр Иванович, – опешила она. – Ведь только жену похоронили…».
Но противостоять его напору было невозможно. Пётр Иванович буквально сдувал пылинки со своей молодой возлюбленной. Галина полюбила его сына Андрея как родного, помогла устроить мальчика в детский сад.
Щербаков не раз делал ей предложение, но свадьбу всё время откладывали. Сначала ждали, когда пройдёт год после смерти его жены. Потом выяснилось, что Галина беременна. Решили пожениться уже после рождения ребёнка, чтобы невеста была на свадьбе во всей красе. Но сбыться этим планам оказалось не суждено.
Семейные тайны
Когда пришло время рожать, Щербаков был на гастролях. На свет появилась дочка Оля. Галина очень ждала в роддоме счастливого отца. Он пришёл лишь спустя неделю. И она сразу поняла – что-то не так. Ни счастья, ни тепла, чужой, отстранённый взгляд. Вместо радости вдруг появились опасения – как репетировать в доме, где находится маленький ребёнок.
Но Галине было очевидно – за всеми этими тревогами стоит нечто большее. И она оказалась права – у Щербакова появилась другая.
47-летний актёр находился в зените своей славы, как раз снимался в «Служебном романе». Поклонницы вокруг него так и увивались. И он не устоял.
Его новая избранница Валентина Бекетова принадлежала к тому типу женщин, кто привык добиваться своего. Она была на три года старше Щербакова и руководила рестораном в Доме дружбы народов. Говорят, делала любимому артисту дорогие подарки – например, подарила машину.
Галина, узнав об измене, собрала вещи и вместе с дочкой переехала к родителям. Надеялась, что Пётр Иванович поймёт, чего лишился, и придёт просить прощения. Но он не пришёл – наоборот, женился на Валентине.
В театре бурно обсуждали эту историю, которая могла испортить карьеру парторгу. Долгое время в биографии Щербакова не было даже упоминания о дочери.
Позже Галина Андреевна признавалась, что не раз жалела о том, что ей не хватило выдержки. Возможно, останься она дома с ребёнком, интрижка сошла бы на нет, а Оля росла бы с отцом.
Но вместо этого они становились всё дальше друг от друга. Пётр Иванович перешёл во МХАТ к Олегу Ефремову. Там же играл близкий друг Щербакова Евгений Евстигнеев.
Галина осталась в «Современнике», где дослужилась до должности главного администратора. Вырастила дочь. С Олей Щербаков не общался, хотя исправно платил алименты. В сознательном возрасте Ольга видела отца лишь в спектаклях на сцене МХАТа. А он украдкой смотрел на неё из-за кулис.
До конца жизни сцена оставалась для Петра Ивановича главным. У него уже шалило сердце, а он продолжал играть, репетировать, сниматься в кино. Некоторые винили в его расшатавшемся здоровье жену Валентину, которая верховодила мужем и поощряла в доме шумные застолья.
В начале марта 1992 года не стало Евгения Евстигнеева. Щербаков уже сидел на валидоле. Друга он пережил всего на 12 дней…
Сын артиста Андрей не смог проститься с отцом – ещё студентом он уехал в Америку, стал играть на Бродвее.
В последний путь Петра Щербакова проводили его последняя жена Валентина и Галина с дочерью. Все обиды ушли в прошлое. Женщины были готовы простить ему всё за одно качество – талант.
Лариса Плахина
Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, почему первая красавица советского кино Татьяна Самойлова умерла в одиночестве и нищете.