Изменения в системе ПНИ обсудили в Нижнем Новгороде представители 14 регионов
Газета "Новое дело" №48 от 05.12.24
Подписка на газетуКогда мы слышим о психоневрологических интернатах (ПНИ), нам представляется картина, смахивающая на кадры из культового фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Жёсткий распорядок, суровые санитары, несчастные люди… Но можно ли в таких условиях жить нормальной жизнью? Какими должны быть эти интернаты, чтобы люди в них не ощущали себя, как в тюрьме? Возможно ли в ПНИ влюбляться, ходить на свидания и жениться? Эти и другие вопросы обсудили в Нижегородской области на семинаре-совещании «ПНИ – пространство новых идей».
Рабочий настрой
С 27 по 29 ноября в области проходил межрегиональный методический семинар-совещание «ПНИ – пространство новых идей». Около 200 специалистов из 14 регионов страны приехали в Нижегородскую область, чтобы разобраться, как устроить жизнь внутри ПНИ.
«Сегодня в работу интернатных учреждений страны постепенно приходят изменения, – отметила первый заместитель министра труда и соцзащиты РФ Ольга Баталина, открывшая семинар. – Это очень непростой, но необходимый труд, который позволяет делать жизнь тысяч людей лучше. Нам следует работать над тем, чтобы у подопечных интернатов было больше свобод и возможностей делать самостоятельный выбор».
В таких интернатах живут люди с хроническими психическими заболеваниями, которые нуждаются в уходе и по разным причинам не могут жить дома. Это и пожилые люди с деменцией и Альцгеймером, с ментальными нарушениями и умственной отсталостью, хронические алкоголики и наркоманы, люди, вышедшие после лечения в психбольницах. Часто заботиться о них некому – родных либо нет, либо они не хотят забирать подопечных из интерната, либо даже не знают об их существовании.
Живущие в интернате считаются недееспособными – они не могут сами делать покупки или заключать договор на оказание услуг. Но несмотря на это, они остаются людьми, со своими чувствами и потребностями.
«Поводом для оказания помощи является не диагноз и не социальный статус, а потребность каждого конкретного человека жить полной жизнью, вне зависимости от особенностей его здоровья и жизненной ситуации, – уверена Нюта Федермессер, советник губернатора Нижегородской области и автор проекта «Регион заботы». – Эта полная жизнь представлена в категории потребностей. Дом, детство, семья, дети, здоровье, образование, дружба, работа, друзья, брак и отношения, спорт, личное имущество, путешествия, обязанности, возможность выбора, возможность жить эмоциональной жизнью, проявлять свои эмоции, свободу от вероисповедания и, безусловно, безопасность».
Способы обеспечить реализацию этих потребностей и обсуждали съехавшиеся в наш регион эксперты и директора ПНИ.
Любовь в воздухе
Не секрет, что многие вещи, которые кажутся нам само собой разумеющимися, порой недоступны для живущих в ПНИ. Начиная от личной посуды и заканчивая возможностью уединиться. Люди в интернатах подчинены жёсткому распорядку и контролю.
Однако, по мнению Нюты Федермессер, подобный подход недопустим.
«Это очень удобно – всех ровно уложить, составить расписание, поделить на группы. Но это же как… пастуху удобно сгонять овец в отару!» – уверена она.
В результате у живущих в интернате очень быстро стирается ощущение себя как личности. Больше нет личных вещей, нет частных потребностей, нет права на самостоятельное желание, нет права на негативные эмоции.
«Я прожила в интернате в отделении вместе с подопечными девять дней, – рассказала Нюта Федермессер, как они приезжали смотреть работу одного из интернатов. – В команде также было двое мужчин. В туалете не было двери, а внутри несколько унитазов без перегородок. И уже через двое суток мы перестали просить друг друга посторожить под дверью и переживать, что кто-то зайдёт. Это всего двое суток прошло, понимаете? А если так несколько лет?»
Простые бытовые мелочи позволяют людям вернуть себе ощущение нормальной жизни.
«Давайте дадим нашим подопечным возможность не только ранних, но и поздних подъёмов, предложим вариативное меню на завтрак, обед и ужин, позволим самостоятельно определяться с причёской, – предложила Ольга Баталина. – Такие мелочи добавят в жизнь проживающих больше комфорта, радости».
Но не только бытовыми условиями ограничиваются потребности обитателей интернатов. Люди здесь также хотят влюбляться, ходить на свидания и заводить семьи.
Другое дело, что это добавляет головной боли руководителям интернатов. Людям с ментальными проблемами нужно объяснить, как избежать нежелательных беременностей.
«Если на эти темы не говорить, то интернат может стать рассадником насилия. Можно делать вид, что насилия там нет. Но оно есть. Преодолеть насилие можно, не разделяя мужчин и женщин, а наоборот организовав совместное проживание, занимаясь просвещением, воспитанием в человеке семейных ценностей, вместо того, чтобы прививать страх перед противоположным полом, – уверена Нюта Федермессер. – Да, это непростая тема, даже со своими детьми не знаешь, как говорить про секс, но есть специалисты, которые умеют это делать».
В ряде интернатов уже появились плоды такого подхода – некоторые подопечные образовали семьи, у них появились свои комнаты с личными вещами. У некоторых даже рождаются дети, и эти дети абсолютно здоровы. Они ходят в школу вместе с соцработниками и общаются с семьёй.
«Стационарные учреждения не должны быть обезличенными пространствами. Здесь можно и нужно создавать уют, позволяя проживающим самим обустраивать свои комнаты, – уверен министр социальной политики Нижегородской области Игорь Седых. – Хороший пример такой работы – Городецкий психоневрологический интернат. Вчера в учреждении побывали все участники семинара-совещания. Каждый гость отметил атмосферу домашнего тепла, которую удалось создать работникам интерната совместно с подопечными».
Родственные души
Другое направление в работе ПНИ сейчас – поиск родственников. Через сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» по малым крупицам информации сотрудникам интерната удаётся найти связь с родителями или детьми проживающих в интернате.
Один из подопечных в 23 года благодаря этому нашёл свою семью. В 9 лет он потерялся и его забрали в интернат. Будучи взрослым, он через «Одноклассников» нашёл свою сестру. Она его узнала и сразу рассказала о нём маме. Они стали переписываться, через месяц мама приехала в интернат, чтобы подтвердить родство. Теперь подопечный общается со своей семьёй: с мамой, сестрой и двумя племянниками.
Иногда случаются настоящие чудеса. Так, обитатель одного из ПНИ, чья мама сидит в тюрьме, вообще не разговаривал. Сотрудники интерната устроили им встречу.
«Как только мама подключилась по видеосвязи, мальчик заговорил, – рассказала Нюта Федермессер. – Это очень трогательно. Сейчас мама возвращается из тюрьмы. Все шансы есть на то, что это будет нормальная семья».
Родственников ищут не только для детей и молодых людей, но и для пожилых.
«Через «Одноклассников» и «ВКонтакте» нашли внучку проживающего, – рассказала Ксения Багмет, директор Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы Ставропольского края. – Они познакомились. Уехал наш проживающий к внучке сначала просто в отпуск, а затем она забрала его к себе. Он помогает в уходе за своими правнуками, помогает готовить. Он вернулся в свою семью. А внучка даже не знала, что он жив. Если бы не сотрудник интерната, они бы не встретились».
К сожалению, многие родственники так и не решаются приехать в ПНИ. Однако сотрудники в своих поисках не останавливаются. И если раньше понятия нормальной жизни и психоневрологического интерната многим казались несовместимыми, то сегодня ситуация началась меняться.
«Изменения в социальной сфере – процесс, который будет длиться не одно десятилетие. А ПНИ – это закрытая институция с устойчивыми традициями. Менять ПНИ особенно тяжело, – поделилась Нюта Федермессер. – И пока мы будем ползти в сторону сопровождаемого проживания, десятки тысяч людей продолжат жить в интернатах. А у них, как и у нас с вами, жизнь только одна. И надо сделать всё, чтобы жизнь эта была хотя бы приближена к нормальной. Есть простые шаги, которые могут вернуть людям чувство собственного достоинства и ценности человеческой жизни».
В интернатах Нижегородской области эти шаги начинают делать. И, возможно, со временем уже никому не будет казаться странным, что люди здесь имеют возможность жить нормальной жизнью.
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что 279 жителей ПНИ официально трудоустроили в Нижегородской области за три года.