Известные нижегородские спортсмены рассказали, что для них значит 1 сентября
Уже завтра будет отмечаться День знаний. Ребята и девчата отправятся в школы, профессиональные училища, техникумы, колледжи, вузы. А что значит 1 сентября для нижегородцев из мира спорта, какие вызывает воспоминания? Журналисты «Нижегородского спорта» узнали это в личных беседах с ними.
От ботаники до кандидатской по биологии
Наталья Садова, директор КСШОР №1, председатель Федерации лёгкой атлетики Нижегородской области, олимпийская чемпионка по метанию диска:
«С первого по пятый класс я училась в школе номер 169, это в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Прекрасно помню свою первую учительницу Валентину Дмитриевну, которая относилась к нам, своим ученикам, с большим вниманием. Очень нравились мне в нашей школе уроки физкультуры, их вели супруги Фирсовы.
В среднем звене я с удовольствием изучала ботанику, любила собирать гербарии, наблюдать за растениями. В дальнейшем эта любовь передалась и на биологию. Уже окончив вуз, я защитила кандидатскую диссертацию по теме «Насосная функция сердца спортсменов высокой квалификации в различных периодах спортивной подготовки».
Ну а в шестом классе я перешла в Горьковскую школу-интернат спортивного профиля. Многие сегодня знают наше училище олимпийского резерва: УОР – преемник нашего интерната. Там, конечно, на первом плане у всех был спорт. Но это вовсе не значит, что учебному процессу совсем не уделяли внимания. Отнюдь. Всегда, уезжая на сборы, соревнования, мы получали задания от учителей, по приезде отчитывались, сдавали зачёты. Просто все педагоги понимали, что у нас серьёзная физическая нагрузка, иногда мы успевали не всё, и они шли нам навстречу. С самого утра многие спортсмены уже уходили на тренировки.
Например, часто ранние утренние занятия были у пловцов. Все делали зарядку, ведь в большинстве своём ученики жили в интернате: там было два общежития. Нас прекрасно кормили, выдавали полную экипировку, проводили медицинские обследования. Медицинский центр, который в моё время работал в интернате, был очень высокого уровня.
Время учёбы в спортивном интернате я всегда вспоминаю добрым словом. Очень благодарна всем, кто в нём работал, за создание той удивительной атмосферы, которая там царила. Атмосферы, которая позволяла растить чемпионов и образованных людей».
«Мцыри» для любимой учительницы
Игорь Гунько, директор спортивной школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе города Бор:
«Очень люблю свою школу – номер 6 в городе Бор, учился там с первого по десятый класс, с 1967 по 1977 год. В начальной школе нас вела замечательный педагог Клавдия Михайловна Малкина, она научила нас не только читать и писать, но и многим правилам жизни. Ко мне она относилась очень хорошо, и даже когда я выпустился из школы, то, встречая мою маму, всегда интересовалась, как у меня дела. Мы с одноклассниками старались её навещать. А сейчас, когда её уже нет рядом с нами, встречаясь с ребятами и девчонками из класса, обязательно едем к ней на могилку. Навещаем и одноклассников, которые покинули этот мир.
Школу я очень любил. Правда, когда был помладше, не всегда хотелось, чтобы наступало 1 сентября (смеётся). Заканчивались длинные летние каникулы, приходилось расставаться со свободой, ставить себя в дисциплинарные рамки. А вот уже где-то класса с седьмого я ждал начала следующего учебного года. Тем более что нам на лето выдавали новые учебники (до сих пор помню, как они вкусно пахли типографской краской), и я их все успевал проштудировать. Особенно нравились математика, история, литература.
В пятом классе был замечательный учебник по истории древнего мира, со знаменитой аркой в Пальмире. Я, наверное, всё же романтик и частенько представлял себя в разных исторических эпохах. Так вот, мне казалось, что на Древнем Востоке, в Греции, Риме всегда было солнечно. А Средневековье мне представлялось достаточно мрачным. Историю у нас вела прекрасный учитель Ирина Сергеевна Гоголева – почётный гражданин нашего города, известный краевед. Уже тогда она применяла свои, эксклюзивные методы обучения.
Очень любил я литературу. Первый учебник, который брался изучать в летние каникулы, был именно по этому предмету. Русский язык и литературу у нас вела Лидия Ивановна Охотина. У меня дома до сих пор лежит книга «Сказки Пушкина». Лидия Ивановна вручила её мне как победителю конкурса по русскому языку. Она очень любила свой предмет, и наши классные часы процентов на 80 или 90 были дополнительным уроком литературы. Обстановка на её уроках всегда была очень домашняя и уютная. Помню, как все вместе мы читали повесть «Белый Бим Чёрное Ухо»…
А ещё я в школе серьёзно увлекался творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда слышал, что по радио выступает Ираклий Андроников, известный лермонтовед, – всё, для меня ничего больше не существовало. А уж если его показывали по телевизору, это было настоящей находкой. В прошлом году у нас было 45 лет выпуска, мы собирались с одноклассниками – естественно, пригласили и Лидию Ивановну. Немного освежив в памяти, я специально для неё прочитал отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри», другие одноклассники тоже подготовили разные произведения. Лидия Ивановна была очень тронута!
Меня иногда приглашают в мою родную школу на разные праздники. Выступая перед девчонками и мальчишками, я всегда говорю: школьные годы – счастливое время. Наслаждайтесь учёбой, общением с одноклассниками, учителями. Вы не успеете оглянуться, как всё это пройдёт и больше никогда в вашей жизни не повторится!»
Сурово поступила одноклассница
Владимир Воробьёв, заместитель директора ФОКа «Энергия» (Дальнее Константиново), мастер спорта СССР по хоккею, вратарь «Торпедо» (Горький):
«Первое сентября для меня трогательный праздник. В этом году внучка Сашенька пойдёт во второй класс. Мы с женой Еленой Степановной обосновались в Дальнеконстантиновском муниципальном округе и поздравлять живущую в Нижнем внучку не поедем, но обязательно сделаем это по телефону. Будем ждать фотографий с праздника в её школе.
Сам я порой возвращаюсь в далёкие ученические годы. Вспоминаю их с друзьями, с женой. Мы с ней были в разных школах, а встретились в десятом классе, когда учились в спортивном интернате. Супруга занималась лёгкой атлетикой, поэтому прекрасно знала, какова доля спортсмена. Елена Степановна – моя верная спутница с самого начала хоккейной карьеры.
В секцию хоккея я пришёл будучи четвероклассником. Естественно, я этим жил, школа не стояла у меня на первом месте, но учился я неплохо. Хотя происходило всякое. Бывало, тыкал ручкой в спину впереди сидевшую девочку – мол, дай списать. Однажды она согласилась, я старательно переписал то, что было в её тетрадке. В итоге ей поставили пятёрку, а мне двойку. Эх и возмущался я: как же так?! (Смеётся.) Оказалось, девочка специально подсунула мне неправильный вариант решения задачи. Лет тридцать спустя увиделись мы с той самой Леной – в шутку пожурил её за этот поступок, вместе посмеялись. Ещё раньше в школе был такой случай: кто-то из одноклассников посоветовал мне дунуть в чернильницу, ну я и дунул – перепачкался в чернилах. Хохотал надо мной весь класс.
Помню и то, как после школы, сделав уроки, под зорким оком бабушки хлопотал по дому. Жили мы на Автозаводе, в Монастырке, в деревенском доме, поэтому требовалось то воды натаскать, то дрова наколоть.
Когда приходили с работы трудившиеся на ГАЗе родители, можно было идти гулять.
Футбол, чижик, догонялки, волейбол, отработка боксёрских ударов на висящем мешке, погони за майскими жуками – всё это было в моём детстве.
Первого сентября в школу я шёл с удовольствием. Хотелось увидеть после каникул своих приятелей, первую учительницу – Татьяну Кирилловну Михайлову, очень добрую женщину… Всё из детства вспоминается в ярких красках. Потом я получал знания в горьковском филиале ленинградского института физической культуры имени Лесгафта. Филиалом руководила Галина Васильевна Сухова, о которой тоже можно сказать самые тёплые слова. Вместе со мной из состава «Торпедо» восьмидесятых годов учились Михаил Варнаков, Михаил Пресняков, Вячеслав Рьянов.
Что касается ФОКа, то у нас учебный год начинается с января и летних каникул нет. Востребован лёд, вот только закончили сборы юные фигуристы. Большой спортивный праздник мы организовали в честь Дня физкультурника. Отмечу, что одной из изюминок ФОКа «Энергия» является школа хоккейных вратарей имени Виктора Сергеевича Коноваленко, которая официально открылась в марте 2021 года, и этой осенью она продолжит свою работу. В Дальнее Константиново традиционно приезжают вратари из разных муниципальных округов Нижегородской области. Занятия ведут Вячеслав Полунин и мой сын Михаил, тренирующий вратарей женского хоккейного клуба «Торпедо». Для Михаила День знаний, разумеется, тоже праздник, но перед этим хватает забот, ведь Сашеньку нужно готовить к школе».
Два дневника и красивые отметки
Андрей Дранишников, главный тренер волейбольного клуба «АСК» (Нижний Новгород):
«При упоминании о первом сентября мысленно сразу переносишься в детство: школьная линейка, встреча с друзьями после летних каникул, с любимыми учителями. Так сложилась судьба, что из-за спортивной карьеры мне пришлось сменить сразу несколько учебных заведений. Первые три класса были в автозаводской школе номер 59, потом сменил ещё три места, в том числе два года провёл в столичной школе олимпийского резерва «Олимп».
Конечно, учёба в специализированной школе отличалась от обычной. Преподаватели понимали, что мы уже профессионально занимаемся спортом, делали нам определённые поблажки, шли на компромиссы.
Больше всего не любил математику. Я гуманитарий, много читал, любил литературу. И мне очень хорошо давались стихотворения. Ну про физкультуру, наверное, и говорить нечего (смеётся).
Праздничный день одновременно воспринимался и с лёгким налётом грусти. Всё-таки после трёхмесячных каникул тяжело было возвращаться к учебникам. В то же время было понимание, что надо учиться.
Разумеется, в школьную пору случалась масса приколов. И классный журнал прятали, и плохие оценки разными способами исправляли. В какой-то момент у меня было даже два дневника: один – «официальный», для учителей, другой – для родителей. Были в классе «специалисты», которые красивым почерком ставили туда отметки (смеётся).
Позже, само собой, всё вскрывалось и нам попадало.
До сих пор общаюсь с некоторыми бывшими одноклассниками. Наиболее тесно – с пресс-атташе АСК Михаилом Филатовым, мы вместе начинали играть в волейбол. Пока 1 сентября меня не особо касается: сыну ещё четыре годика. Но не успеешь оглянуться, как придётся вновь окунуться в школьные дела».
Гоняла мяч с пацанами
Екатерина Ананьина, защитник ЖХК «Торпедо» (Нижний Новгород):
«Я каждый этап своей жизни любила, но школу – особенно! Воспоминания у меня самые прекрасные! Никаких проблем с учёбой никогда не было, никогда не вызывали родителей к директору (улыбается).
Я была этакая девочка-припевочка, послушная, внимательная. И всегда находилась в центре внимания, особенно среди пацанов. Ведь я была очень спортивной: уже с первого класса играла в хоккей, принимала участие в разных соревнованиях.
Когда я только пошла в Екатеринбурге в школу, была маленькой, худенькой. Увидела, как на уроке физкультуры ребята гоняют мяч, и мне тоже захотелось поиграть в футбол. Подхожу к учителю «физры», а тот мне: «Мальчик, ты ещё маленький, не мешайся!» Тут я взвопила: «Я не мальчик, я девочка!» А он: «Девочка? Так тем более иди отсюда!»
Но я была упорная – сама брала мяч, устраивала себе тренировки. А потом уже за меня настоящая борьба была! Все хотели, чтобы Катя была в их команде (смеётся). В школьных турнирах я постоянно выступала вместе с мальчишками.
Из предметов мне больше всего нравилась математика, в старших классах уже алгебра и геометрия. После девятого класса я перешла в училище олимпийского резерва, а до этого моим классным руководителем и любимым учителем была Ирэна Анатольевна Сычёва, которую я просто обожаю и до сих пор поддерживаю с ней отношения. Задачки щёлкала как орешки, была отличницей (но не «ботаном»!), даже иногда помогала учительнице проверять задания своих одноклассников. Правда, однажды я получила неуд по алгебре. На контрольной меня одна из одноклассниц попросила помочь, я взяла её тетрадку и своим корявым почерком написала решения. Моя любимая учительница, конечно, всё поняла – влепила мне двойку. Проучила, так сказать. И я дала себе зарок, что больше никому никогда не дам ничего списать».
Елена Власова, Александр Рылов, Дмитрий Витюгов