Как не стать жертвой фальшивых скидок в чёрную пятницу
Газета "Новое дело" №44 от 10.11.22
Подписка на газетуБлиже к началу ноября со всех экранов телевизоров доносится одинаковое: «Грандиозная распродажа! Скидки до 70 процентов!» – в прямом смысле орёт известный ведущий во время рекламной паузы. Похожая ситуация в интернете. «Да-а‑а, распродажа года началась! Ждём вас!» – вторят в видеоролике музыканты, рекламирующие другой магазин. И так на протяжении нескольких недель. Шопоголики со стажем знают, что в ноябре по всей стране стартует так называемая чёрная пятница. Это время, когда магазины и супермаркеты обещают на свои товары скидки до 90 процентов. Правда, на деле иногда всё оказывается совсем по-иному…
Чёрным по белому
Версий о происхождении выражения «чёрная пятница» несколько. Одна из них связана с устойчивым выражением In The Black, что означает высокую прибыль. Другая, менее оптимистичная версия гласит, что впервые чёрными скидочные дни стали называть в американской Филадельфии. Якобы в этот период акций улицы стали буквально чёрными от скопившихся в пробках машин.
Скидки в дни чёрной пятницы в тех же Штатах могут достигать 90 процентов, магазины открываются в ранние часы, а то и вовсе переходят на ночной режим работы, а к прилавкам выстраиваются внушительные очереди. Многие специально берут выходные, чтобы поучаствовать в распродажах и урвать что-то нужное или не очень по привлекательным ценам.
В России акции по случаю чёрной пятницы впервые провели 6 декабря 2013 года, на несколько дней позднее, чем в Штатах. С тех пор событие стало ежегодным. Российские продавцы, как правило, обещают скидки от 20 до 70 процентов.
«Мы ждёт ноября с нетерпением! – говорит нижегородец Илья Елфимов. – Это хороший способ сэкономить, купить понравившуюся вещь. Например, супруга в прошлом году купила любимые духи со скидкой в 5 тысяч рублей. Я почти месяц отслеживал ценник на приставку, и в итоге мне удалось купить её за 21 тысячу рублей вместо предыдущих 29 тысяч рублей».
В этом году семья Елфимовых надеется купить со скидкой новогодние подарки друзьям и близким. Но, по словам Ильи, затариваться в чёрную пятницу нужно тоже с умом. Иначе есть риск остаться в проигрыше.
Взяли кассу
Дело в том, что на массовом ажиотаже продавцы нередко прибегают к завуалированному обману. И таких примеров множество.
«Решила пройтись по торговым центрам, посмотреть вещи на распродажах, – делится впечатлениями жительница Советского района Оксана Веселова. – По факту в большей части магазинов скидок не было на новую коллекцию. Те скидки, которые есть на товары, имеют максимум 30 процентов (никаких 70). И то на те вещи, которые давно пора утилизировать.
По словам Оксаны, одна из любимых уловок продавцов – переклеивать ценники.
«В прошлом году в одном из магазинов купила платье на новогодний корпоратив, – вспоминает нижегородка Елена Блинникова. – Заплатила 999 рублей (на платье был наклеен ценник в 1599 рублей). Пришла домой и увидела, что под ним заклеена цена в 799 рублей. Я тогда была в шоке!»
По словам Елены, в своё время её подруга работала в известной сети продаж бытовой техники.
«Скидки бывают только от производителя, а сам магазин просто создает красивую картинку, – заверяет она. – Как правило, цена остаётся, а для эффекта, привлечения покупателя распечатывается ценник, допустим, на бумаге жёлтого цвета. Старая цена обычно берётся из головы продавца наугад».
Дмитрий Рябинин, руководитель портала Hi-Tech Mail.ru, занимается в том числе выявлением недобросовестных продавцов. Он собрал целую коллекцию липовых скидок. То экшн-камеру за несколько недель до распродаж в интернет-магазине предлагают купить за 22 190 рублей, а к чёрной пятнице появляется новый ценник – 29 544 рубля с зачёркнутой «старой» ценой 41 999 рублей. То стиральную машину за две недели до распродажи продавали за 24 990 рублей, а к чёрной пятнице она «подешевела» до 28 799 рублей. Встречаются казусы и в продуктовых отделах супермаркетов. Например, 1 кг говядины продаётся по 899 рублей при зачёркнутой цене 899 рублей.
…Хотя, по словам многих нижегородцев, чёрная пятница для них – реальный способ заранее присмотреть понравившуюся вещь и если получится – сэкономить. Если же вы поняли, что, погорячившись, купили ненужную вещь, то её можно вернуть, как и любой обычный товар.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в рейтинге hh.ru по числу «расточительных» жителей регион занимает 29-ую строчку. Каждый пятый житель Нижегородской области тратит большую часть зарплаты за неделю.