Как празднуют Новый год в разных уголках Нижегородской области
Газета "Нижегородская правда" №76 от 25.12.24
Подписка на газетуВ Нижегородской области проживают представители многих национальностей – русские, татары, мордва, чуваши. Мы узнали, какие традиции новогодних празднований есть в различных национальных культурах.
Кыш Бабай и Кар-казы
В Нижегородской области более 30 татарских сёл. По словам председателя общественной организации «Конгресс татар Нижегородской области» Гульнары Абдуллиной, основные герои Нового года у татар похожи на привычных нам Деда Мороза и Снегурочку, только зовут их Кыш Бабай и Кар-казы, и на головах у них традиционные татарские головные уборы.
«В Новый год у нас принято приглашать гостей и дарить подарки, а в качестве угощения на столе всегда присутствуют национальные блюда, – говорит Гульнара Абдуллина. – Эчпочмак – треугольные пирожки с картофелем, мясом и луком, перемячи – открытый круглый пирог с мясом, казы – колбаса из конины, токмач – традиционный суп-лапша. После боя курантов в татарских поселениях принято ходить в гости к родственникам, соседям, друзьям, а с собой как символ сладкой жизни несут чак-чак. А вот алкоголь на Новый год у нас не приветствуется, все пьют чай».
Таусенки в Суморьеве
На мордовском новогоднем столе обязательно присутствовали блины пачат, холодец, пироги, а главное место занимала свиная голова.
Как рассказал нам председатель финно-угорских народов Нижегородской области Михаил Безаев, в рождественский вечер у народа эрзя – этнической группы мордвы – было принято колядовать и гадать.
«Как говорила мне моя бабушка, под Новый год был обычай заваривать чай из веток, и в пене старались увидеть, что ждёт человека в новом году, – говорит Михаил Безаев. – Ещё старались разглядеть события будущего года по расположению звёзд».
Интересные традиции сохранились в сёлах Вознесенского округа, которые находятся рядом с Мордовией. По словам руководителя фольклорного ансамбля «Суморяночка» Суморьевского сельского Дома культуры села Суморьево Татьяны Лобачёвой, в новогодние праздники у них принято «таусенить».
«У нас по традиции всегда ходили ряженые: надевали шубы наизнанку, мужчины шали повязывали, женщины в мужчину наряжались – чудили от души,– говорит Татьяна Лобачёва. – И припевали песенки-таусенки. Таусенки – это сладенькие пресные лепёшки. Помню, мы ещё с бабушкой вырезали тесто стаканчиком, протыкали вилочкой и пекли их в печи. В каждом селе нашего округа свой таусень – у кого потолще, как булочки, у кого лепешечки из пресного теста. И песенки-таусенки у нас разные, например, в соседних сёлах Сар-Майдане, Аламасове свой таусень поют».
Жареный горох для ряженых
Жительница деревни Кузнецово Богородского района Нина Алексеевна Мешкова родом из Чувашии. В селе, где она родилась и жила в 1950‑х годах, все говорили по-чувашски, женщины носили национальные платья, а на праздниках всегда соблюдались народные традиции. И сейчас многие из этих праздничных обычаев сохранились.
«В моём детстве на Новый год собирались в колхозном клубе на бал-маскарад, – рассказывает Нина Алексеевна. – Кто национальный костюм надевал, кто грозди хмеля пришивал к платью, кто надевал нанизанные на нить картофелины. Самые весёлые гулянья были на Рождество. По домам без стука входили ряженые в тулупах наизнанку, с песнями и прибаутками. Ряженых надо было обязательно угостить, а новогодними угощениями были маленькие шарики из муки – колобки и жареный горох. Помню, как мама замачивала и обжаривала горох в постном масле – так вкусно было! Это блюдо считается у нас символом урожая и плодородия. Сделать его из магазинного гороха не получится – горох обязательно должен быть нешелушённым, его давали тогда в колхозах на трудодни. Если хозяева скупились на угощение, ряженые озоровали: у кого дрова перенесут на другой двор, у кого калитку с ворот снимут и перетащат в другое место, кого в снегу изваляют».
Принято было у чувашей на Новый год и Рождество гадать.
«Чтобы узнать, выйдет ли девушка в этом году замуж, шли вечером в тёмный курятник ловить птицу: если девушка поймает петуха, значит, замуж выйдет в новом году, а если курицу, то в девках пока останется, – объясняет Нина Алексеевна. – А ещё валенок кидали через забор – куда смотрит носок валенка, с той стороны и жених будет».