Как снимался культовый фильм «Собачье сердце»
Газета "Новое дело" №47 от 30.11.23
Подписка на газетуСегодня даже трудно представить, что фильм «Собачье сердце», которому на днях исполнилось 35 лет, был принят критикой в штыки. В чём обвиняли авторов фильма? Почему Шарикова не сыграл Николай Караченцов? И как снимался уже ставший культовым фильм?
«Пропал дом»
Опальная повесть была впервые официально напечатана в СССР в 1987 году в журнале «Знамя». Номер этого журнала тогдашний руководитель «Ленфильма» Сергей Микаэлян и вручил Владимиру Бортко в студийном коридоре «Ленфильма».
По словам самого Владимира Бортко, когда он дочитал до монолога профессора Преображенского, то чётко решил, что будет снимать фильм, и даже понял как.
Сценарий к фильму был написан женой режиссёра Наталией Бортко всего за неделю.
Кроме самого «Собачьего сердца», в сценарий добавили отрывки и из других произведений Булгакова. Из повести «Роковые яйца» взяли профессора Персикова, из рассказа «Самоцветный быт» – безумного дворника, читавшего Брокгауза и Эфрона, и т.д.
На главную роль в картину пробовались многие звёзды.
«На роль профессора Преображенского в «Собачьем сердце» пробовались четыре совершенно замечательных актёра – Броневой, Ульянов, Стржельчик и Яковлев. И они вполне могли бы играть. Но здесь надо было выбирать совпадение образа, который сложился в твоей собственной голове, и человека, которого надо играть. Здесь было полное совпадение с Евгением Александровичем Евстигнеевым», – рассказывал Владимир Бортко.
Евгений Евстигнеев в эту пору как раз только уволился из МХАТа. По одной версии, актёр пожаловался Олегу Ефремову на проблемы со здоровьем, из-за которых ему стало сложно участвовать в новых постановках. По другой – только что женившийся на своей студентке Ирине Цывиной, Евстигнеев попросил у худрука больше свободного времени для съёмок и концертов, составлявших основной актёрский доход. В любом случае обидевшийся Ефремов сгоряча предложил другу написать заявление об уходе, что тот и сделал.
Случившееся Евстигнеев переживал очень тяжело, и съёмки в «Собачьем сердце» стали для него настоящим спасением.
Правда, Евстигнеев не сразу согласился на съёмки – его пугал слишком большой объём текста. Но потом, по словам сына прославленного актёра Дениса Евстигнеева, он буквально жил этой ролью.
Чтобы надолго не оставлять молодую жену, Евгений Евстигнеев снимался в основном в выходные.
На съёмки из Москвы в Ленинград он часто приезжал с Борисом Плотниковым, игравшим доктора Борменталя. В дороге коллеги вели долгие ночные разговоры под коньяк.
С ним Евстигнеев не расставался и на съёмочной площадке.
Ленинградская актриса Наталья Фоменко, сыгравшая заведующую культотделом Вяземскую, вспоминала, что Евстигнеев частенько брал свой дипломат и удалялся в гримёрку со словами: «Пойду поучу текст!». Выходил он оттуда уже навеселе.
«Евгений Александрович всегда носил с собой бутылочку коньяка. Для вдохновения, – вспоминал режиссёр. – Мы относились к этому с пониманием, тем более что, пока он употреблялся в разумных дозах, работе это не вредило».
Но в один из съёмочных дней отпущенный на перерыв Евстигнеев пропал. А снимать предстояло его крупный план. Заглянув в одну из выстроенных в павильоне комнат профессора, Бортко обнаружил Евстигнеева спящим на диване.
«Я его растолкал и вижу, что он мертвецки пьян», – вспоминал Бортко.
В ответ на претензии режиссёра великий артист, по словам Бортко, «дал звезду», пообещав вообще больше не появляться на съёмочной площадке. Правда, слова своего не сдержал – на съёмки пришёл и с тех пор больше во время работы к фляжке не прикладывался.
«Желаю, чтобы все»
На роль Шарикова Бортко велел ассистентам искать человека, похожего на собаку.
«Пробовался и мой друг Коля Караченцов. Пробовался очень хорошо. Но он играл собаку, а нужно было жить. А потом среди фото я нашёл одно поразительное – никому не известного парня из Алма-Аты. И попросил: «Вызовите его, у него морда хорошая». Когда через пару дней я зашёл в свой кабинет, увидел сидящую за столом собаку в галстуке!» – рассказывал нам Владимир Бортко.
Окончательно Владимир Толоконников покорил режиссёра на пробах сцены с тостом: «Желаю, чтобы все!». По словам Бортко, актёр так убедительно гмыкнул, хэкнул, хватанул рюмку и хищно дёрнул кадыком, что был немедленно утверждён на роль.
Однако киношное начальство от выбора режиссёра было не в восторге.
«Много претензий было по поводу Володи Толоконникова. Мне говорили: у тебя в картине такие известные актёры снимаются, а ты берёшь неизвестного, который никогда не снимался. Давайте возьмём другого. Я сказал, если брать другого, снимайте без меня. Уже было много снято, потрачено много денег, и я знал, чем всё это закончится. Мне сказали: «Ну тогда под вашу ответственность». Я сказал: «Хорошо», – делился с нами Владимир Бортко.
На роль доктора Борменталя пробовались Алексей Жарков, Валерий Носик и Владимир Стеклов. Но в итоге Бортко выбрал актёра Московского театра сатиры Бориса Плотникова.
Как вспоминал сам актёр, играть в паре с Евстигнеевым было страшно. Однако с самого начала Евгений Евстигнеев старался подчеркнуть, что они с менее известным партнёром – равноправные коллеги.
Владимир Бортко придумал Борменталю влюблённость в машинистку, которую сыграла падчерица Александра Демьяненко Анжелика Неволина. С ней у режиссёра пару раз возникали конфликты на съёмочной площадке. То Анжелика, говорят, будто бы испугалась сниматься в 30-градусный мороз в тонкой развевающейся юбке, то никак не могла заплакать в сцене в кинотеатре, и разгневанный Бортко даже потребовал принести лук. От испуга Неволина впала в ступор. Но тут за неё заступился Борис Плотников, заверивший, что тоже не понимает, над чем в этой сцене она должна рыдать.
От этого поступка актриса так расчувствовалась, что расплакалась. И после этого уверенно прорыдала ещё три дубля подряд.
Однако вне съёмочной площадки партнёры, по словам Анжелики Неволиной, практически не общались, поскольку Борис Плотников был довольно закрытым человеком.
«Это какой-то позор…»
На роль Швондера пробовался Семён Фарада, однако режиссёру показалось, что герой в его исполнении получается слишком добрым и смешным. В итоге роль досталась Роману Карцеву.
Шарика сыграл милицейский пёс Карай. К моменту начала съёмок на счету героической дворняжки значилось 38 задержаний. Режиссёр остановил на нём свой выбор за внешний вид – одно ухо у пса стояло, а другое висело.
Видимо, благодаря милицейскому прошлому Карай практически ничего не боялся во время съёмок – ни ярких софитов, ни шума машин-ветродуев, которые создавали метель. Он даже не сопротивлялся, когда его бинтовали.
Правда, в отличие от лохматого героя, Карай обладал гладкой шерстью. Её накрахмалили, чтобы она торчала дыбом. Но, извалявшись в снегу, Карай свёл на нет все старания гримёров. Добиться нужного эффекта удалось с помощью желатина, которому оказался не страшен снег.
…Трудно представить, но вышедший на экраны фильм критика и начальство приняли очень плохо.
«Его сложно принимал худсовет. Потом фильм ругали в газетах. Там писали что-то вроде того, что такого дерьма, как «Собачье сердце», никто не снимал, а режиссёру за такое надо отрубить руки и чуть ли не сбросить с моста», – вспоминал Владимир Бортко.
За границей картину приняли более благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через два года после премьеры к авторам пришло признание уже и в родной стране.
«Мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию», – вспоминал Владимир Бортко.
Сегодня фильм считается образцом экранизации классики. Да он и сам давно превратился в классику, которую зритель с удовольствием пересматривает вновь и вновь.
Ранее сайт pravda-nn.ru разбирался, почему «Слово пацана» стало самым ожидаемым сериалом.