Как вернуть деньги, перевёденные по ошибке: рассказываем пошагово
Газета "Нижегородская правда" №39 от 05.07.23
Подписка на газетуМы уже не представляем свою жизнь без банковских карт, переводов онлайн и бесконтактной оплаты. Это быстро, удобно, но не всегда безопасно. Только за прошлый год мошенники похитили у россиян почти 14,2 млрд рублей. К сожалению, большинство клиентов под психологическим воздействием самостоятельно переводили деньги аферистам или добровольно раскрывали банковские сведения.
Чтобы защитить клиентов, Банк России разработал новые меры по борьбе с кибермошенниками. Согласно законопроекту, любой банк будет обязан возместить клиенту всю сумму, переведённую на подозрительные счета, внесённые в специальную базу Центробанка. Кстати, тот факт, что клиент сам дал добро на перевод денег, не будет служить оправданием для банка.
По замыслу законодателей составляется чёрный список счетов, открытых мошенниками. И банки будут обязаны сверяться с этим списком, прежде чем выполнять перевод. Также банки станут вправе приостанавливать переводы на два дня по самым подозрительным операциям, подразумевается, что за это время (период охлаждения) человек успеет осознать, что стал жертвой мошенников.
Ну а пока самое время напомнить основные правила безопасности и рассказать, как действовать, чтобы сохранить свои кровно заработанные.
Правила грамотного перевода денег на карту
Проверяйте реквизиты переводов и номера телефонов, на которые планируете отправить деньги. Правильное заполнение данных – сфера ответственности клиента.
Если переводите средства по номеру телефона, проверьте имя, отчество и первую букву фамилии получателя. Эти данные появятся, чтобы вы могли убедиться в отсутствии ошибки.
Удостоверьтесь, что с вас не берут комиссию за перевод. Переводить деньги бесплатно (до 100 тысяч рублей в месяц) можно с помощью системы быстрых платежей (СБП). К ней подключено большинство российских банков.
Не переводите деньги с кредитных карт. Как правило, это крайне невыгодно – банки берут большие комиссии.
Телефонные мошенники
Вот одна из основных схем, по которой работают аферисты
1. Клиенту поступает звонок якобы от сотрудника банка (специалиста, работника службы безопасности).
2. Лжесотрудник сообщает о попытке хищения денежных средств.
3. Звонящий предлагает заблокировать счёт, деактивировать карту или для безопасности перевести деньги на «безопасный счёт».
4. При общении жертва сама сообщает всю нужную преступникам информацию – реквизиты банковской карты, защитный код с обратной стороны, пароли, которые поступают на телефон.
5. Деньги уходят на счета мошенников.
10 правил безопасности
1. Храните pin-код отдельно от карты.
2. Подключите услугу SMS-информирования «Мобильный банк», чтобы видеть все операции, которые совершаются по вашей карте.
3. Совершайте все платежи сами. Не позволяйте продавцам в магазине, официантам в кафе или другим служащим забирать вашу карту.
4. Незамедлительно сообщайте в банк об утере карты.
5. В интернете расплачивайтесь картой, на которой вы не храните свои основные сбережения.
6. Обращайте внимание на банкоматы с подозрительными устройствами.
7. Не перечисляйте свои деньги за получение призов, выигрыши, компенсации за приобретённые товары.
8. Не сообщайте никому, даже сотрудникам банка, pin-коды, CVV и CVC – это коды безопасности вашей банковской карты. Помните, что настоящие сотрудники банков не спрашивают конфиденциальные сведения и коды.
9. Не входите в интернет-банк с чужих компьютеров или из публичных сетей Wi-Fi.
10. Не переходите по сомнительным ссылкам и не перезванивайте на незнакомые номера.
Ошиблись адресом
Не всегда человек теряет свои средства после встречи с мошенником. Финансов вполне можно лишиться из-за банальной невнимательности. Мы рассмотрим несколько ситуаций и расскажем, как действовать.
Ситуация. Перевёл деньги по ошибке на несуществующий номер телефона или счёт.
Что происходит. Банк не сможет выполнить данную операцию и отклонит платёж. Сумма перевода будет разблокирована на вашем счёте автоматически, но какое-то время средства могут быть недоступны клиенту.
Что делать. Если средства недоступны несколько дней, то следует обратиться в отделение банка и написать претензию.
Ситуация. Средства по ошибке переведены на чужой действующий счёт.
Что происходит. Деньги поступают на счёт чужого человека и становятся его собственностью. Самостоятельно банк не может забрать эти средства.
Что делать. Шаг 1. Прежде всего позвоните на горячую линию своего банка, объясните ситуацию, попросите об отмене операции – возможно, перевод ещё не выполнен.
Шаг 2. Если перевод уже сделан, установите банк-получатель. Для этого изучите первые шесть цифр счёта – это БИН, используется для идентификации банка. Позвоните на горячую линию этого банка или обратитесь в отделение. Обязательно напишите заявление о возврате средств, приложив чек. Банк свяжется с получателем и попросит вернуть средства.
Шаг 3. Если счастливый получатель чужих денег отказывается их вернуть, то придётся обращаться в суд. Причём иск нужно подавать к банку-эмитенту (финансовой организации, выпустившей карту, на которую вы перевели деньги), поскольку сведения о владельце карты – банковская тайна.
Ситуация. Перевели деньги ошибочно по чужому номеру телефона для пополнения баланса.
Что происходит. Деньги поступают на чужой счёт и становятся собственностью другого человека.
Что делать. Шаг 1. Позвоните по номеру телефона, по которому перевели деньги по ошибке. Объясните ситуацию, предоставьте чек о переводе. Возможно, человек добровольно вернёт средства.
Шаг 2. Если договориться не удалось, обратитесь к своему сотовому оператору. В каждой компании свои нюансы. Но проще вернуть средства, если получатель денег – клиент той же компании, что и вы, деньги отправлены не более двух недель назад и вы перепутали не более двух-трёх цифр.