Как защитить стратегические объекты РФ от атак дронов
Газета "Новое дело" №10 от 14.03.24
Подписка на газетуАтака украинского беспилотника на Кстовский НПЗ является частью военной тактики Украины. Особенно это стало заметно с конца прошлого года, когда украинцы начали прицельно наносить террористические удары по российским топливным объектам. А 4 марта этого года президент Украины Зеленский призвал своих военных уничтожать российскую военную инфраструктуру и вообще любые стратегические объекты нашей страны, включая НПЗ. Вот украинцы и стараются, и, как видим, не всегда безуспешно…
И это вызывает ряд серьёзных вопросов к тем, кто обязан защитить россиян от такого рода напастей. Конечно, мы понимаем, что сегодня бороться с беспилотными летательными аппаратами сложно, ибо привычная система ПВО нацелена прежде всего на цели типа боевых самолётов и боевых ракет. А вот поймать низколетящий объект, да ещё небольшого размера… Тут, конечно же, нужны уже другие способы борьбы.
Я не стану расписывать, какие именно это могут быть способы, потому что, во-первых, не специалист, а во-вторых, речь идёт о военно-государственной тайне. Тем не менее скажу – это ненормально, когда вражеский аппарат пролетает без проблем за 1000 км от государственной границы! Могу понять, когда враг может прорваться в глубину нашей территории на один-два приграничных региона, но проникнуть почти через всю европейскую территорию нашей страны…
Конечно, не исключено, что враг действует вовсе не с Украины, а затаился где-то в России. Недавняя диверсия на железной дороге в Самарской области говорит о том, что вражеские диверсионные группы орудуют на нашей земле, и они способны на чувствительные удары по нашей инфраструктуре. Но в данном случае, скорее всего, речь идёт именно об атаках с территории Украины. Самые близкие к нам украинские регионы – Харьковская и Черниговская области, вот оттуда явно и направляются летательные аппараты.
Между тем, нападение на Кстовский НПЗ уже второе по счёту, и маршрут обеих атак, судя по всему, был одинаков и шёл через Рязанскую область – с юго-запада. То есть, уже после первой атаки, случившейся в феврале, вполне можно было не только как следует подготовиться к повторному нападению, но даже определить наиболее вероятный маршрут полёта врага. Почему же это не было сделано со стороны ответственных лиц? Или сделано, мягко говоря, явно недостаточно?
Мало того, стала появляться информация о том, что между владельцами предприятий и военными якобы… имеются разногласия насчёт того, кто именно должен выстраивать защиту ПВО (?!). «Российские нефтяные компании ищут способ донести до Кремля, что они выполняют задачи по снабжению топливом русской армии, а вот МО РФ плохо защищает их объекты от украинских дронов, – утверждает Тг-канал BRIFE. – Якобы в «Лукойле» возмущены и ожидается «некое коллективное кулуарное обращение с участием членов правительства».
А вот вполне официальная точка зрения эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, высказанная одному из центральных СМИ:
«Ответственность за сохранность нефтехранилищ переложили на владельцев. Большая часть нефтебаз принадлежит вертикально интегрированным компаниям. Известно, что они приняли некоторые меры: натянули где надо сетки, написали инструкции для персонала – что делать в случае ЧП, купили им «дронобойки». Но эти «дронобойки», скорее, против диверсантов, которые станут, например, запускать квадрокоптеры со «сбросами» из ближайших кустов. От дронов самолётного типа, летящих на тысячу километров, они вряд ли спасут. Думаю, без полноценной армейской ПВО здесь не обойтись».
Как верно заметил эксперт, у нас в стране нет рынка оружия – это прерогатива государства. Поэтому государство в лице главного военного ведомства должно полностью взять на себя защиту всех стратегических объектов, а НПЗ – это и есть прежде всего стратегические объекты, от которых буквально зависит вся жизнь страны!
И здесь я хотел бы обратить внимание на вполне справедливые слова нашего губернатора Глеба Никитина, который сказал, что защита региональных предприятий – дело общее и буквально все должны на нём сконцентрироваться – и регион, и федеральный центр, и Министерство обороны РФ, и руководство самих предприятий. Добавлю к этому: сегодня любые попытки снять с себя должностную ответственность за ПВО и переложить её на другого следует рассматривать исключительно как саботаж и пособничество врагу – со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.
А вообще всю систему ПВО следует выстраивать точно на уровне не отдельных регионов, а всей страны в целом. «В оперативном плане решить проблему атак беспилотников трудно, – пишет один из военных специалистов. – Нужно выстраивать эшелонированную систему ПВО, начиная от границы. Сейчас же она очаговая, только вокруг крупных объектов. Поэтому БПЛА обнаруживают лишь на подлёте, а надо – на дальних подступах».
Очень хочется надеяться, что наше высшее руководство всё это прекрасно понимает и уже предпринимает все необходимые предупредительные меры. Тем более, что Украина от своих террористических планов отказываться точно не собирается…
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что опубликовано видео попадания беспилотника на завод «Лукойл» в Кстовском округе.