Как жители села в Краснооктябрьском округе хранят память о земляках и национальные традиции
Газета "Нижегородская правда" №48 от 16.08.23
Подписка на газетуВ ендовищенском сельском Доме культуры есть музей старинной татарской одежды и предметов быта. Все экспонаты принесли сами жители села. Директор ендовищенского Дома культуры Надиря Хаммятовна Сейфетдинова знает историю каждой вещи: кто её создавал, кто носил, кто принёс в музей.
103-летнее платье
Надиря Хаммятовна работает в ендовищенском Доме культуры более 40 лет. Она – уроженка этого села, в юности мечтала жить в большом городе, но по семейным обстоятельствам осталась в родных местах. Здесь дело её жизни – сохранение памяти о земляках и татарских национальных традициях.
Музей старинной татарской одежды начался с платья её бабушки Рабии Мердиалимовой, которая родилась в 1903 году. Это платье – история не только её рода, но и татарских национальных традиций.
«Платье подарил ей мой дедушка в 1920 году, когда она выходила за него замуж, – рассказывает Надиря Хаммятовна. – Татарские свадьбы празднуются не один день. Сначала сваты идут в дом невесты просить её руки. Дают калым деньгами, а жених дарит ювелирное украшение. Жених также покупает свадебное платье, фату, туфли, обручальное кольцо. Проводят обряд никах: мулла читает проповедь, спрашивает при свидетелях согласие невесты и жениха. Застолье перед первой брачной ночью проводится без спиртного. Утром молодых ведут в баню. Потом молодожёны идут в дом невесты, где жених целует руку её отца в знак благодарности за целомудрие девушки. Через день – большая свадьба. Первый месяц молодые живут в доме невесты, а с утра идут в дом родителей жениха. Через месяц невесту провожают с перинами, подушками, одеялами и сундуком с добром в дом жениха, где отмечают это застольем».
Шаль, камзол и четеклер
Есть в музее великолепные вышивки – работы тёти Надири Хаммятовны, родной сестры её отца.
«Асьма Исхаковна Мусина воевала в Великую Отечественную войну, была шофером, потом уехала во Владимир и там вышивала, за счёт вышивок и жила, – говорит Надиря Хаммятовна. – Сохранились и деревянные пяльцы, на которых она работала».
В музее много вещей односельчан – это память об их бабушках и дедушках. Вот шаль Амдюсяни Фехретдиновой, 1908 года рождения, которую принесла её внучка. Вышитое полотенце Муршиди Башаровой, того же года рождения. Нарядные татарские сапожки с национальным узором – четеклер и туфельки с орнаментом татарского народа, тюбетейки.
«А это – камзол Халими Бедретдиновой, которая родилась в 1908 году в нашей деревне, – продолжает экскурсию в историю Надиря Хаммятовна. – Шторы предоставила Рушания Ильясова. Есть скатерть, вышитые картины, салфетка, которой раньше телевизор закрывали, носовые платки. У нас традиция была: когда парни уходили в армию, девушки им вышивали платки».
Надиря Хаммятовна выезжает с выставками на фестивали и праздники. Например, этим летом собранные ею старинные татарские наряды можно было увидеть на Сабантуе в Уразовке и на Приволжском Сабантуе в Нижнем Новгороде.
Сабантуй из пластилина
С 2019 года ендовищенский Дом культуры находится в одном из помещений местной школы. Школа небольшая – чуть больше 40 школьников, ещё 11 детей находятся в детском саду, который размещается в этом же здании. Едва ли не каждую перемену ребята заходят в ДК: рассматривают старинные предметы, знакомятся с национальными традициями.
В Доме культуры работают любительские объединения, клубы по интересам – по рисованию, шашкам, шахматам, домино, лепке из пластилина. На одном из занятий, например, дети лепили из пластилина игры Сабантуя: борьбу на поясах, бег с коромыслами, борьбу с мешками, лошадиные скачки. Здесь же, в ДК, они учат родной татарский язык.
Работают женские национальные клубы «Ак Калфак», «Хозяюшка». Проводятся татарские и общероссийские праздники, лекции, вечера, мастер-классы, летом – концерты и дискотеки.
«Планов много – хотим выставку тюбетеек сделать, выставку самоваров, старинных мусульманских картин на арабском языке, – перечисляет Надиря Хаммятовна. – Конечно, мечтаем о новом Доме культуры, об интернете. В школе интернет есть, а у нас даже мобильная связь слабо работает. В Ендовищах проживает порядка 350 – 400 человек, каждый год рождаются дети, Дом культуры очень востребован. В новом здании мы бы разместили и наш музей».